Премия «Золотой луч»: результаты

На прошлой неделе в Москве прошла церемония вручения премии «Золотой луч». Мероприятие состоялось в кинотеатре «Октябрь», зал был не полон, но солнечные зайчики медийных лиц отвлекали внимание немногочисленных гостей от созерцания пустых кресел.

Для тех, кто не в теме: «Золотой луч» – это премия в области спутникового, кабельного и интернет-телевидения, учрежденная Национальной ассоциацией телерадиовещателей (НАТ) при поддержке европейской телевизионной премии Hot Bird TV Awards и первого спутникового оператора в Европе – компании Eutelsat Communications.

Идея премии безусловно хороша – телесмотрение меняется, зритель отворачивается от крупных эфирных каналов и дарит время своей жизни каналам нишевым, которые точнее подгоняются под личные предпочтения. Такова во всяком случае «официальная» версия наступления нишевых каналов на территорию эфирных. Неофициальная же прозаичнее – на больших каналах задают тон сотни безликих редакторов, бесполетных начальников, бездумных корреспондентов, в силу армейской организации там очень трудно пробиться росткам свободомыслия и естественности, в рамках большого канала невозможно утвердить собственный взгляд на мир и вообще влезть с каким-то мало-мальски оригинальным суждением.

«Золотой луч» появился три года назад, и это событие стало более чем своевременным. К тому времени преимущества не эфирного медиа-пространства дали возможность развиться целому направлению телебизнеса. За последние десять лет в России появилось более 200 спутниковых и кабельных каналов. И хотя ежегодно около 10% процентов от их числа исчезает, их место тут же заполняется вновь прибывшими.

Рынок этот, в отличие от эфирного ТВ, существует не за счет рекламы, а за счет зрителей. Абонент платит за пакет каналов, но потребитель из сотни наименований своей подписки знает от силы десяток, то есть большую часть каналов получает в «нагрузку». Раньше паровозами оказывались западные брэнды, с которыми наши ТВ-компании не могли конкурировать в силу отсутствия сопоставимого финансирования. Однако в последнее время наметились стабильные тенденции к тому, что отечественные компании готовы к достойной конкуренции. И нынешняя церемония «Золотой луч» это подтвердила.

Так, например, лучшим познавательным каналом третий год подряд становится «Animal planet», но на этот раз он разделили награду с отечественным каналом «Домашние животные». Хотя на его месте вполне мог бы быть телеканал «Кто есть кто», поклонником которого я являюсь. Но, возможно, что не все каналы были представлены на суд жюри, ведь заявки на участие в конкурсе подало всего 77 каналов. Но и среди них конкуренция была достаточно жесткой.

Особенно это касалось такой номинации, как «Информация и публицистика». Результат голосования жюри порадовал всех независимых производителей, ведь впервые победил негосударственный канала «Дождь». Его создательница, бывшая совладелица успешной радиостанции «Серебряный дождь» Наталья Синдеева, собрала молодую и активную команду. Чем-то она напоминает НТВ времен Гусинского.

Нишевое ТВ в России поднимали именно частные компании. Государственные структуры теперь наверстывают упущенное. Первый канал финансирует развитие цифрового телесемейства, и в этом году «Золотой луч» достался кинобудке 1-го – телеканалу «Дом кино». Не отстает и ВГТРК, их новый проект «Наука 2» был отмечен в номинации «За развитие спутникового вещания в России». Газпромовская структура НТВ+ предсказуемо была отмечена за свое самое сильное направление – спорт. На этот раз «Золотой луч» получил «НТВ+ футбол». Канал «Парк развлечений», принадлежащий крупному финансовому холдингу, в равной борьбе победил не менее достойных «Эгоист ТВ» и «Кухня ТВ».

По сравнению c major’ами нишевые каналы более свободные, потому что бедные. Работать на них не престижно, трудятся там либо лузеры, либо энтузиасты, либо опытные телевизионщики с чувством собственного достоинства – качеством, слабо совместимым с функционированием в системе большого медиа-ресурса.

Так одним из награжденных в этом году стал представитель именно этой когорты. Лучшим ведущим был назван Владимир Молчанов («Ностальгия»), который оставил без премии популярнейшего гражданина, чтеца Михаила Ефремова («365 дней ТВ») и Екатерину Шергову («Совершенно секретно»). Очень приятно было видеть, как наш единственный ведущий-аристократ (других с такими манерами, таким воспитанием и такой выправкой в нашем медиа-поле просто нет) получил эту вполне заслуженную премию.

Поэтому профессиональные соревнования как воздух нужны рынку. Особенно такие, как «Золотой луч», ведь он позиционируется как премия профессиональная, работу творческих коллективов оценивает именитое жюри во главе с Генеральным директором киноконцерна «Мосфильм» Кареном Шахназаровым.

Специальный приз «за личный вклад в развитие неэфирного телевидения России» был вручен Владимиру Ананичу, бессменному продюсеру каналов «Ностальгия», «Кто есть кто», «Эгоист ТВ» , первопроходцу и энтузиасту нишевого ТВ. За его плечами успешный запуск более чем 12 каналов.

Завершая мероприятие, президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев отдельно проговорил, что премия «Золотой луч» выдается не за коммерческие успехи – это премия «контенту, творческим людям».

Стас НОВИНСКИЙ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Коротко
Потомок неистового Виссариона
Тальков в моем сердце
Отраженный свет Торонто
Семейный кинотеатр
О Плакучем оркестре и не только…
Взгляд на ТВ-программу «Взгляд»
Верю, что победит здравый смысл
Приглашаем на вечер
Еще одна дуэтная песня
Московский драматический театр им. К.С.Станиславского. Октябрь


««« »»»