Имя обязывает

Недавно я увидел балет “Жизель” (который, кажется, знаю наизусть), где главную партию танцевала… Анна ПАВЛОВА. Нет, нет, молодая балерина никакого родственного отношения к той, легендарной Анне Павловой не имеет. Но чем дальше я смотрел балет, тем мне больше казалось, что я присутствую на спектаклях знаменитых “Дягилевских сезонов в Париже”, когда мир открыл для себя и сделал всемирными любимцами Анну Павлову и Вацлава Нижинского.

Согласитесь, трудно представить, чтобы на Западе было несколько видных деятелей культуры с одинаковыми фамилиями, а пуще того с именами: два Джека Николсона или Тома Круза, три Анны Маньяни или Софи Лорен, четыре Жерара Филипа или Жана Маре. Конечно, там встречаются несколько Болдуинов, Фонда, Мастроянни… Но они родственники. А у нас пожалуйста – немало Макаровых, Кузнецовых, Быковых, которые просто однофамильцы и имеют отношение друг к другу только потому, что “находятся” в одной профессии. Достаточно и Павловых: великолепный актер Виктор Павлов, актриса Софья Павлова, блестящая балерина Надежда Павлова, великая балерина Анна Павлова… И вот теперь моя новая знакомая – Павлова Анна.

Мне показалось, что и внешние данные молодой балерины чем-то близки образу ее великой предшественницы: те же пропорции тела, необычайно выразительные глаза, руки, подобные лебединым крыльям, удивительная пластика и безупречная музыкальность. Влюбившись в сценическое исполнение Анны, я посмотрел еще несколько спектаклей с ее участием. Героини Павловой меня восхитили: в поэтическом просветленном образе Жизели она усиливала психологическую глубину, в партиях Китри (“Дон Кихот”) и Кармен сочетались принципы классического танца с национальным характерным колоритом, а в современных постановках (“Доктор Айболит” и “Маленький принц”) исполнительница использовала элементы современного танца, оставаясь верной принципам русского классического балета. Отдавая дань новаторству, что всегда было характерно для творчества легендарной Павловой, Аня, как и ее великая предшественница, хранит верность классике. В этом залог успеха балерины не только у российских, но и у зарубежных зрителей, которые, кстати, видят ее чаще, чем россияне. Павлова не избежала парадокса сегодняшнего дня, когда настоящее искусство России более востребовано за границей, нежели в родном Отечестве. На всех каналах российского телевидения господствует безголосая попса, кроваво-уголовные сериалы и американский киноширпотреб. Теленачальство в “полном шоколаде”, а простые россияне вынуждены “кушать” предлагаемый суррогат.

Но и все-таки не хочется быть пессимистом. Даст Бог, наступят новые времена, когда на смену интеллектуальному беспределу вернется “серебряный век” великой русской культуры. И настоящие таланты, а их много на нашей земле, займут достойное место в национальном искусстве. И среди них несомненно будет Анна Павлова, наша современница.

Аня Алексидзе (это фамилия папы) родилась в мире балета. Ее отец – известный в мире хореографии человек. Мать, Ляля Павлова, была балериной. Сегодня она великолепный педагог, теоретик балета и организатор хореографических вечеров. Достаточно вспомнить юбилейный вечер Вахтанга Чабукиани на сцене Большого театра, когда хрупкая, маленькая женщина в кратчайшие сроки заставила работать такую неподвижную глыбу, каким является первый театр страны.

Естественно, ребенок из такой семьи не мог не пойти по стопам родителей. Аня закончила Тбилисское хореографическое училище. А свою карьеру артистки балета начала в Москве: в Детском музыкальном театре Натальи Сац и в труппе Виктора Смирнова-Голованова “Балет Москва”. Сегодня Анна Павлова – художественный руководитель театра “Русский балет” и прима-балерина этой труппы. Артистка удостоена ордена Сергея Дягилева за вклад в русскую культуру, имеет награды мэра Сан-Франциско, она лауреат международного балетного конкурса в Щецине. В ее репертуаре, помимо названных выше спектаклей, “Щелкунчик”, “Лебединое озеро”, “Есенин и Айседора”, “Спящая красавица” и еще десятка два балетов.

– Анна, а мог ваш жизненный и творческий путь сложиться как-то иначе?

– Это было бы для меня величайшей трагедией. Сказочной жизнь балерины не назовешь, но я уже не представляю себя вне балета. Когда видишь восторженные глаза зрителей после представления, забываешь о всех трудностях нашей профессии.

– А сына своего в балет собираетесь отдавать?

– Он способный, музыкальный мальчик. Но чтобы мужчина состоялся в балете, нужны и особые физические данные. Впрочем, как и для женщины. Сын прекрасно рисует. Мы с мужем уверены – это его будущее.

– Для вас есть авторитеты в профессии?

– Всегда прислушиваюсь к мнению мамы. Очень ценными считаю советы великой балерины Элеоноры Власовой. А вот к мнению критиков отношусь скептически. Ведь многие из них ни черта не смыслят в балете. Я часто говорю себе: “Советы коллег ценны, советы мамы и Власовой – бесценны!”

– Вы многого добились. Гастроли расписаны на годы вперед, список наград пополняется ежесезонно. А есть какая-то особенно труднодостижимая мечта у Анны Павловой?

– У меня есть очень дерзкая мечта. Хочу написать либретто балета “Жизнь и легенда”. Так называется книга мужа и импресарио великой балерины Анны Павловой Виктора Дандре, которая была издана на английском языке семьдесят пять лет назад. Впервые этот биографический труд на русском языке предстал перед читателями пять лет назад. Это будет балет, а, возможно, и многосерийный телефильм-балет, где перед зрителями пройдет целая армия великих мастеров: Сергей Дягилев, Вацлав Нижинский, Михаил Фокин, Федор Шаляпин, Игорь Стравинский, Камиль Сен-Санс, Мариус Петипа, Мэри Пикфорд, Дуглас Фербенкс

– Позвольте, с присутствием на экране вместе с Анной Павловой уважаемых мастеров балета и музыки я вполне согласен. А какое отношение к ней имеют голливудские звезды?

– Анну Павловну всегда привлекал кинематограф. В 1916 году она снялась в фильме “Немая из Портичи”, имевшем хороший коммерческий успех. Кроме того, Павлова была очень дружна с Мэри и Дугласом и, бывая в Калифорнии, всегда приезжала в их чудесное поместье около самого Голливуда. Знаменитые актеры предложили Анне свою киностудию для съемок нескольких сцен из балетов “Дон Кихот”, “Жизель”, “Фея кукол” и “Приглашение к танцу”. Просмотрев готовые фрагменты, Павлова сказала, что несмотря на недостатки, они все-таки интересны и многому учат. Жаль, у нас ни эти уникальные фрагменты, ни фильм не показывают, а ограничиваются лишь пятиминутным сюжетом “Умирающий лебедь”.

– Аня, знаете, внешне вы очень похожи на Павлову. Нет желания воплотить на экране образ легенды русского балета? И если да, то кого вы видите хореографом танцевальных номеров?

– Конечно же, сыграть и станцевать Анну Павлову, уверена, мечта каждой балерины. И сделать это надо на высшем уровне. Ведь имя обязывает. Хореографию с радостью бы доверила блистательному танцовщику и балетмейстеру Анатолию Емельянову. Кстати, он мог бы сыграть и гениального русского хореографа Михаила Фокина. У Толи какое-то неуловимое сходство с Фокиным. И не только внешнее, но и профессиональное. Вопрос в том, где достать деньги на постановку фильма. Сейчас банкиры и “новые русские” с удовольствием финансируют “бандитское кино”. Вероятно, отдают дань своему прошлому, когда через кровь и смерть “зарабатывались” их сегодняшние миллиарды. Красивое и вечное, похоже, их мало интересует. А жаль.

Владимир ВАХРАМОВ.


Владимир Вахрамов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Уходящая натура
Здорово, что Митяев не только бард
В окружении выдающихся
DVD-обзор
Планы Большого


««« »»»