Доверительный разговор

Вышел в свет аудиодиск Дианы АРБЕНИНОЙ «Дезертир сна. Я говорю…». Это своеобразный устный выпуск недавно вышедшей книги стихов Дианы «Дезертир сна». Как ни странно, пластинка с пометкой «читает автор» выглядит куда более милосердной к потребителю и не предназначается, в отличие от книжки, только для фанатов «Ночных снайперов».

Хотя на диск вошло гораздо меньше произведений, чем в бумажную версию, «Дезертир сна. Я говорю…» кажется более подготовленной работой. Томик «Дезертир сна» – развлечение для поклонников, причем сложное: отсутствие прописных букв, часто заголовков, нагромождение непонятных чувств, рваный ритм, нервические интонации… Для аудиоварианта отобраны около трех десятков произведений, среди которых явно меньше случайных, чем в книге, представляющейся чем-то вроде скучно-монументального Полного Собрания Сочинений из тех, что пылятся на полках и никогда не используются по прямому назначению. Часть стихов исполняется без музыкального сопровождения, а в некоторых Арбениной подыгрывают музыканты «Ночных снайперов», поэтому местами ей трудно не сорваться в пение.

Важным достоинством альбома стали также авторские ремарки перед исполнением того или иного стихотворения. Все же поэтическое творчество Д.А. не всегда говорит само за себя – требуется глубокое погружение в историю «Ночных снайперов», чтобы понять, о чем это и к чему. На «Я говорю…» Диана ведет доверительный разговор с невидимым слушателем, выбрав настолько точную интонацию, что и не поверишь сразу, что запись сделана перед студийным микрофоном, а не на каком-нибудь творческом вечере. В эти моменты лидер «Снайперов» демонстрирует, кажется, минимальное количество актерских спецэффектов, которыми порой злоупотребляет во время исполнения своих песен (да и стихов, что слышно в некоторых треках). Арбенина не заламывает руки, не закатывает глаза, не вещает нараспев – она просто разговаривает, называет годы и обстоятельства создания текстов, вспоминает случаи, делает «пометки» по ходу, запинается, раскрываясь в эти моменты даже сильнее, чем собственно в стихах. Хотя это, конечно, кому как: может быть, некоторые ценят именно нервный пафос исполнения и абстрактность случайных рифм.

Довольно интересно решены треки, записанные с помощью инструменталистов. Фишка в том, что больше одного инструмента на стих не используется – если бас, то один бас, если клавишные, то только клавишные, если барабаны, то только барабаны. В результате звучит все очень минималистично, инструментальные намеки и полутона успокоительно оттеняют декламацию солистки – отчего и Арбенина не старается перекричать сопровождение, а по возможности подстраивается под его звучание. Кстати, можно предположить, что некоторые записанные здесь импровизационные пьесы достойны стать самостоятельными произведениями – по крайней мере кое-где (особенно в треках гитариста Ивана Иволги) есть на что наращивать аранжировочное мясо.

Сами стихи, как всегда у Арбениной, весьма неравноценны, но среди них попадаются сильные – более того, некоторые произведения уже можно считать узнаваемыми: опубликованные в книге и на диске такие вещи, как, например, «Ольга» и «Весной не умирают люди», стали своеобразными «хитами». Да и те, которые этим пока похвастаться не могут, сильно выигрывают, будучи исполненными с нормальной человеческой интонацией.

Алексей МАЖАЕВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Открытие Чеважевского
«Семейный вечер» Эдиты Пьехи
Медийное порно
Несколько любопытных подробностей
Трагическая любовь короля Голливуда


««« »»»