Гастро-масскульт

Несколько десятилетий назад символом масскульта было сочетание «Макдоналдс и Кока-кола». Глобализация уподоблялась унификации и однозначно отсылала к Америке (мало кто при этом отдавал себе отчет в том, что «Макдоналдс» – фирма, зарегистрированная вовсе не в США, а в Канаде).

Когда я слышу сегодня ссылки на американизацию мировой культуры, якобы приводимой к единому знаменателю, мне кажется, что я вернулся в детство. Архаичность представлений нашей интеллигенции о сущности массовой культуры демонстрирует себя наиболее очевидно, как это ни парадоксально, не столько в индустрии развлечений, сколько в сфере гастрономии.

Ведь именно повседневное потребление пищи оказывается своеобразной лакмусовой бумажкой при определении границ и мутаций в области культуры. Как известно, наиболее показательным культурным водоразделом в Европе можно считать границу между народами, использующими различные масла, с одной стороны (преимущественно южной) – растительные, с другой (преимущественно северной) – животного происхождения.

Если с этой точки зрения взглянуть на эволюцию гастрономических пристрастий в глобальных масштабах, версия об унификации на позициях «Макдоналдса» покажется по меньшей мере сомнительной. Спору нет, фаст-фуд (еда по-быстрому), некогда инициированный легендарной канадской компанией, не потерял своих позиций. Однако реальная картина «унификации» уже давно приобрела характер лоскутного одеяла. Первой вторглась в святая святых итальянская кухня. Пицца и «паста» (разного рода макароны и прочие мучные изделия) сразу завоевали массовую популярность. Их дешевизна и простота в приготовлении перекочевали из частных квартир в рестораны и тут же потеснили заокеанских конкурентов практически по всему миру. Транснациональные корпорации быстро среагировали на эту ситуацию, и повсюду появились псевдоитальянские «Пиццы-хат».

Эта новая сеть продемонстрировала диапазон тех трансформаций, которым подвергается любая локальная традиция, вовлеченная в процесс глобализации вплоть до индустриального распространения (хотя именно на кухне кустарно-ремесленный характер производства до конца не истребим – отсюда и сохраняющаяся даже при массовом распространении продукта индивидуализация отдельных изготовителей).

За итальянцами тут же последовали китайцы. Их экзотическая кухня на мировом рынке выглядела весьма выигрышно и даже способствовала глобальному распространению одного из первых симптомов ориентализации масскульта – палочки для еды в китайских ресторанах по всей планете заменяли европейские вилки и ножи.

Иностранцев в Поднебесной, как правило, поражает, насколько китайская кухня в родных пенатах не похожа на экспортную. И это не случайно. Как нет единого китайского языка, так нет и единой китайской гастрономической школы – на первый план выходит специфика регионов. За пределами страны, условно говоря, остается иероглифика – общая символическая (в данном случае и питательная) база дальневосточной культуры.

Поэтому неслучайно, что за китайцами на овладение миром направились японцы. В пределах их традиции действительно успешным можно признать лишь распространение по всем миру суши и, в меньшей мере, сашими. Сырая рыба неожиданно для многих стала успешно конкурировать с котлетами, родом тоже не из Северной Америки, а из немецкого города Гамбурга.

Гастрономические традиции Ближнего Востока до поры до времени оставались на границах глобальной массовой культуры. Они были локальными, правда, в достаточно широком диапазоне бывшей территории Оттоманской империи, почти безраздельно господствуя на Балканах. Стоило только дождаться нашествия турецких гастарбайтеров в Германию, как стихия закусочных с вертикально зажаренным мясом распространилась по Европе, США, а затем и по всей планете.

Побывав недавно в колыбели глобализации, интеллектуальной столице США городе Нью-Йорке, я изумился запредельному разнообразию массовой гастрономической культуры: новые дешевые экзотические закусочные и рестораны произрастают здесь как грибы после дождя. Такая вот «унификация».

Кирилл РАЗЛОГОВ.

Полная версия статьи опубликована в журнале “Компания” (www.ko.ru) №18 (511) за 2008 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


Кирилл Разлогов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Кардинал танцует сарабанду
Сдать Власть
Русская парижанка
Скандалы 05-2008


««« »»»