Русская парижанка

В 1963 году на самом престижном Каннском кинофестивале за роль в фильме “Современная история” почетнейшего приза “Золотой пальмовой ветви” за лучшее исполнение женской роли была удостоена Марина ВЛАДИ. По паспорту – Марина Владимировна Полякова-Байдарова, отметившая 10 мая свой юбилей – 70 лет.

Во Франции любят женщин. И на киносмотре в Каннах самое большое число актрис, награжденных “Золотой пальмовой ветвью” за лучшее исполнение женской роли – француженки. Получив эту премию, они становятся кавалерами “Ордена искусств Почетного легиона”. А потом уже указом президента Французской республики им присваивается звание “Кавалер ордена Почетного легиона” (равнозначно званию Героя Советского Союза). Одним словом, кинодивы переходят в ранг небожительниц. Среди титулованных дам французского cinema – героиня нашего рассказа, а также (по алфавиту) Изабель Аджани, Даниэль Дарье, Анни Жирардо, Маша Мериль (Мария Гагарина), Мишель Морган, Жанна Моро, Доминик Санда, Симона Синьоре, Роми Шнайдер, Изабель Юппер… Список можно продолжать.

***

Родители Марины Влади – представители первой волны русской эмиграции. Владимир Поляков, один из первых русских летчиков, естественно, мечтал о наследнике. Но Господь послал ему четырех красавиц дочерей, которые вошли в историю французского театра и кино – Одиль Версуа, Ольга Варен, Элен Валье и Марина Влади.

По примеру матушки (Анастасия Байдарова была балериной, одной из звезд “Дягилевских сезонов” в Париже) сестры закончили балетную школу при “Гранд-опера”. Рано начали карьеру в кино. К примеру, Марина дебютировала на экране в одиннадцать лет, снявшись вместе со старшей сестрой в ленте “Летняя гроза”. В течение четырех лет она будет играть роли второго плана, пока не снимется в главной роли в фильме Андре Кайата “Перед потопом”, удостоенном премии в Каннах. Один из “отцов” неореализма Джузеппе Де Сантис снимет ее в роли своенравной итальянки Анджелы в картине “Дни любви”. Главная роль в фильме “Колдунья” сделает Влади суперпопулярной. Особый успех ждал актрису в СССР. “Колдунья” стала рекордсменом по сборам в советском кинопрокате. Во-первых, фильм снят по мотивам повести русского классика Александра Ивановича Куприна “Олеся”, а во-вторых, появление на экране такой актрисы, как Марина, не могло оставить русского человека равнодушным.

В 1958 году на съемках фильма “Приговор”, где она сыграла мужественную участницу Движения Сопротивления, Влади знакомится со своим партнером – неотразимым красавцем, тоже русским по происхождению – Робером Оссейном (Романом Пименовым). Вспыхивает роман. Оссейн был на одиннадцать лет старше Марины, и хотя родители были против этого брака, Влади и Робер стали мужем и женой. К моменту свадьбы Робер дебютирует в качестве режиссера. Жена украсит своим участием его фильмы “Негодяи попадут в ад”, “Простите наши прегрешения”, “Вкус насилия”. Марина подарит Роберу двух прелестных сыновей – Игоря и Петра. Но брак распадется. У каждого из супругов будет свой путь. Оссейн станет сверхпопулярным после серии фильмов об Анжелике, а Влади укрепит свой успех в картинах “Преступление и наказание”, “Веские доказательства”, “Полуночные колокола”, “Мона, безымянная звезда”, “В сетях мафии”, “Две или три вещи, которые я знаю о ней”. Она снимается у выдающихся режиссеров – Жана Люка Годара, Кристиана-Жака, Орсона Уэллса, Анри Кольпи, Миклоша Янчо; у нее великолепные партнеры – Жанна Моро, Мишель Пикколи, Жерар Депардье, Урсулла Якобсон, Морис Роне, Бурвиль, Пьер Брассер

Влади вторично выходит замуж – за владельца авиалиний. У нее родится третий сын – Владимир. Именно в этот период сестры Поляковы поразят Париж своей постановкой чеховских “Трех сестер”. Влади воплотит на сцене образ Ирины. Спектакль будет сыгран более двухсот раз при полных аншлагах. Его бы продолжали показывать, но у актрис были подписаны контракты на съемки в новых фильмах…

В 1967 году Влади впервые прилетит в СССР в качестве гостя V Московского международного кинофестиваля. Это будет судьбоносная поездка. Она познакомится с Владимиром Высоцким, который станет для нее самой большой любовью и самой большой трагедией. С того лета Влади практически пропишется в Союзе. Она снимется в фильме Сергея Юткевича “Сюжет для небольшого рассказа”, где сыграет Лику Мизинову, которую страстно любил Антон Чехов. Высоцкий станет ее мужем, сыновья будут отдыхать в подмосковных пионерских лагерях. Пользуясь тем, что она являлась членом ЦК Французской коммунистической партии, Влади через Леонида Брежнева добьется, чтобы Высоцкий стал выездным. Она покажет ему мир, познакомит с элитой мирового кино. С ее легкой руки на Западе выйдут диски с песнями Высоцкого.

Но безоблачным этот барк не был. Владимир Высоцкий – не простой в общении человек, а если добавить, что он пил и употреблял наркотики и под их воздействием становился неуправляемым, можно представить, какая жизнь была у Влади. Мало того, что всякий раз, чтобы помочь мужу выбраться из очередного кризиса, а попросту говоря вытащить Высоцкого из лап смерти, актрисе приходилось подолгу бывать в Москве, лечить Владимира, ухаживать за ним, Влади неизбежно надо было отказываться от многих творческих предложений, которые не переставали поступать ей. И все-таки супруги появились вместе на экране в ленте венгерского кинорежиссера Марты Месарош “Они вдвоем”. Месарош закончила ВГИК, длительное время жила в нашей столице и хорошо изучила природу русского человека. С Мариной они быстро подружились, и Марта решила запечатлеть Влади и Высоцкого вместе на экране. У Владимира Семеновича и роли-то как таковой не было – просто встреча без слов на зимней аллее мужчины и женщины.

А потом будет трагический июль 1980 года. Смерть Высоцкого стала для Влади настоящим потрясением. Этот год вообще был для актрисы сплошной черной полосой. Не успели похоронить Высоцкого, как умирает друг актрисы певец Джо Дассен. Умирает от рака сестра Одиль. Мало того, старший сын Игорь попадает в наркотическую зависимость. А тут еще началась дележка имущества Высоцкого. Все это заставило Влади на целых девять лет отказаться от поездок в Союз.

Но не зря говорят, что время – лучший доктор. Боль утраты потихоньку затихала. Влади снова начала сниматься, участвовать в театральных постановках, выпустила несколько пластинок с песнями Высоцкого в собственном исполнении. По совету Симоны Синьоре написала книгу “Владимир, или Прерванный полет”, вышедшую в СССР в 1989 году. В связи с этим событием Влади летом того же года приехала в качестве гостя на Московский кинофестиваль.

Первое, что почувствовала актриса – негативную реакцию на выход своей книги. “Лягнуть” Влади пытались многие. Мне стало жаль Марину, потому что обвинения были несправедливы – книга-то оказалась правдиво и талантливо написана. Тогда и была напечатана моя статья: “Оставьте в покое актрису”. Так мы подружились. “Володя, будете в Париже, – сказала Марина прощаясь, – непременно заходите в гости”.

***

В последующие годы я неоднократно встречался с актрисой и в России, и в Париже. У нее большой дом в пригороде французской столицы, красивый сад. В доме между собой говорят только по-русски. Здесь царит мир и покой. Сын Игорь с помощью матери победил свой недуг. Влади стала опять много сниматься, а параллельно выпустила несколько книг прозы, две из которых выпущены три года назад в России. На презентации их в Москве мы долго беседовали с актрисой.

– Марина Владимировна, как чувствуете себя в России?

– Как дома. Здесь много друзей, мои мальчишки практически выросли в Подмосковье. Здесь родина моих любимых Чайковского, Рахманинова, Чехова, Тарковского. Именно в России меня впервые стали называть по имени-отчеству. Никак не могу привыкнуть к такому обращению. А еще на Ваганьковском кладбище похоронен мой Володя…

– У вас не возникало желание сыграть с Высоцким в одном спектакле?

– Подсознательно такие мысли, разумеется, посещали нас, но Юрий Любимов боялся рисковать – я много снималась. А так хотелось встретиться на сцене с Володей в “Вишневом саде”. Увы, спектакль вышел, но Раневскую сыграла Алла Демидова, а Лопахин стал одной из лучших театральных работ Высоцкого. Володя мог бы великолепно сыграть Иванова, а я видела себя в роли Сарры. Но… Человек предполагает, а Бог располагает.

– Можно вам задать несколько нескромный вопрос?

– А, была не была – задавайте.

– Почему у вас с Высоцким не было совместного ребенка?

– Мы почему-то к этому особо не стремились. До встречи с ним у меня уже родились три сына. У Володи тоже были свои дети… Ну и болезнь Володи, сами понимаете…

– Оглядываясь на свою жизнь, жалеете ли вы о чем-либо? Не хотелось бы что-нибудь изменить?

– Нет, я не жалею ни о чем – ни о радостях, ни о горе, которые выпали на мою долю. Я любила и была любима, у меня выросли сыновья, в кино и театре сыграла много интересных ролей. Больше десяти лет я прожила рядом с гениальным поэтом и актером Владимиром Высоцким. О чем тут жалеть? А что можно изменить в нашей жизни? На все воля Господня. Как-то в Санкт-Петербурге я оказалась в горящей гостинице “Прибалтийская”. Прыгать из окна с десятого этажа – безумие. Связала все простыни, пододеяльники, что оказались под рукой и таким образом “эвакуировалась” по самодельному “канату”. Могла погибнуть, но Бог уберег меня. Так что ничего менять в своей жизни не хочу. Чему быть, того не миновать.

***

Влади смотрела на меня своими лучистыми глазами. Передо мной сидела не избалованная жизнью изнеженная парижанка, а много испытавшая красивая русская женщина. И я подумал: не будь в жизни Владимира Высоцкого Марины Влади, мы потеряли бы его гораздо раньше. Уже только за это стоит низко поклониться русской парижанке Марине Владимировне Поляковой-Байдаровой.

Владимир ВАХРАМОВ.


Владимир Вахрамов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Кардинал танцует сарабанду
Сдать Власть
Гастро-масскульт
Скандалы 05-2008


««« »»»