ЕСТЬ ЛИ РЕЦЕПТ ОТ ЗАВИСТИ?

АНАТОЛИЙ ЮРКОВ,

главный редактор газеты “РАБОЧАЯ ТРИБУНА”.

На днях у нас в газете были демонтированы картотека читательской почты и все оборудование отдела писем. Пошли мы на это вынужденно, так как директор издательства “Пресса” распорядился отобрать у нас половину площади и передает ее иностранцам – вероятно, за валютные платежи. В прошлом году нас уже разок потеснили, тогда это сделали ради какой-то торговой фирмы, но в результате хоть рабочие получили возможность в обеденный перерыв подниматься из цеха и опрокидывать рюмочку-другую за удачную трудовую вахту. А от последней реорганизации для большинства выгоды призрачны.

Мы пытались решить эту проблему полюбовно, обращались за помощью и в Верховный Совет, и к министру печати, но увы… В связи со всем этим да и со многим другим напрашивается потихонечку вывод, что мы все медленно сдаем позиции перед агрессивной, жесткой, хватательной машиной. Она проявляет себя практически всюду, и нам об этом пишут читатели, с которыми мы продолжаем поддерживать связь. Кстати, наша газета одна из немногих, сохранивших отдел писем и ведущая постоянную работу с почтой. Даже главный редактор два-три раза в месяц забирает домой всю свежую почту. Мне это помогает лучше понимать те глубинные процессы, которые происходят в обществе. А все письма сегодня проникнуты усталостью от обнищания, от ожидания перемен, усталостью от жизни. Но больше всего горечи в тех посланиях, где рассказывается о семьях, разделенных новыми границами. Тем более, что жизнь в ближнем зарубежье становится более трудной и опасной, нежели в дальнем. Россиянин нынче некомфортно себя чувствует в недавних братских республиках.

Смешно, но и мы себя чувствуем в этом зарубежье так же некомфортно. На Украине, например, наши подписчики выписывали газету за купоны, но издательство там начинает требовать от нас рубли. Мы же купоны со своего счета в рубли перевести не можем. Получается, что купоны не нужны ни им, ни нам, а в результате читатель может остаться без своей газеты.

Невесенние эти мысли объяснимы, и мои сожаления не прибавляют в общую картину каких-то оригинальных штрихов. И тем не менее хотелось бы сказать и о том, что обнадеживает. Меня как редактора порадовала ситуация с Екатеринбургом. Там наша газета в прошлом году долго не выходила из-за наших задолженностей, но все равно на этот год газету многие выписали, веря в то, что мы выстоим. Значит, люди не теряют надежды, и говорить о том, что опускаются руки, преждевременно.

С другой стороны, в письмах начинает сквозить раздражение: дескать, когда наконец начнется подъем экономики. И понять людей можно, мы семьдесят лет жили по команде, мы привыкли к тому, что в указанный срок начинался подъем и в очерченных рубежах намечался расцвет. Переменить эту десятилетиями выработанную психологию невозможно, как невозможно стремительно перестроить экономику. По-моему, это начинают наконец понимать и наши руководители. Тем не менее продолжается подстегивание кардинальных процессов.

Несколько дней назад у нас в редакции были гости из Китая. Мы с ними долго разговаривали “за жизнь” и сошлись в мысли, что они выиграли экономическую реформу только потому, что ничего “через колено” не ломали. Они осуществляли постепенный переход от административной системы к рыночным элементам, потом к рыночным секторам и лишь затем – к рыночной системе. И сейчас у них динамика роста валового национального продукта лучшая в мире, у них и высокие доходы, и рост производительности.

Глядя на такие успехи, невольно начинаешь сравнивать, делать выводы, хотя понятно, что у нас свой путь и свои проблемы. Но, наверное, все же не следует строить рыночные отношения ударными темпами, как строили Магнитку, Днепрогэс или БАМ. Это банальное утверждение тем не менее является верным, потому что подтверждается практикой самой жизни.

Есть еще один момент, который сегодня тревожит, когда читаешь редакционную почту. Во многих письмах сквозь раздражение видна откровенная зависть к ближнему. Как когда-то в шолоховских произведениях ненавидели кровососа, мироеда и кулака, так и нынче начинают коситься на преуспевающего соседа. И эта зависть может серьезно помешать людям, которые просто раньше других приспособились к новой жизни, которые сумели своим трудом заработать большие деньги. Ведь сегодня далеко не все состоятельные люди заработали деньги из ничего, многие заработали их своим честным и талантливым трудом. Однако темная, слепая зависть окружающих может существенно подпортить им жизнь.

Есть ли рецепт от зависти? Думаю, что есть. И он, в частности, кроется и в нашей газетной деятельности. Сейчас едва ли не модно стало призывать идти друг на друга стенкой. Раньше такими призывами занимались две-три газеты, а ныне почти все считают своим долгом указывать путь на баррикады и становиться либо на сторону исполнительной власти, либо на сторону законодательной. Но ведь по сути такая позиция – не могу найти другого слова – является попросту дурацкой. И неуважительной к народу, который избирал и одну, и другую власть. Что же теперь, отказываться от своего выбора, изменять свои взгляды только потому, что к этому призывают те или иные издания? Я не люблю слова “разжигаем”, но ведь мы действительно разжигаем нездоровые чувства и стремления. То делили на красных и белых, то на красных и коричневых, а теперь – кто за Хасбулатова, а кто за Ельцина. Неужто и в действительности больше нечем заняться?

К сожалению, в последнее время и зарубежные агентства, солидные издания тоже начинают скатываться к единственной проблеме – взаимоотношениям Ельцина и Хасбулатова. Можно, конечно, понять, зачем им это нужно, но вкупе с нашими изданиями – все вместе работают в основном лишь на то, чтобы из душ измученных россиян еще больше сочились все те же зависть и раздражение.

Кстати, обратите внимание – брызги этой субстанции долетают и до общественных организаций, проявляя себя самым неожиданным образом. Например, тот же Гражданский Союз, который во всех своих заявлениях, устремлениях и целях стремится находить самые компромиссные решения, стремится сгладить в противостояниях общества острые углы, ищет и призывает к компромиссам, к терпимости, даже он теперь кем-то обвиняется в излишних симпатиях к Руцкому, в каких-то тайных политических интригах.

Понятно, что в наше время трудно представить, что люди входят в какую-то общественную организацию абсолютно бескорыстно. Кто-то хочет оказаться поближе к власти, кто-то стремится эту власть получить. И в этом, видимо, нет ничего дурного. Проблема заключается в другом – ради чего? Ради чего нужна власть этим людям или этому человеку, что намереваются принести они всем нам, благо или новые испытания? Осмысление этого конечного политического продукта как-то не доходит до нас. Мы больше откликаемся на другое – кто за кого. И увлекаемся этим вне зависимости от социального положения, возраста и даже политического опыта. Это откликается эхом и в тех письмах, о которых я говорил. А мне кажется, что все мы должны быть добрее, и особенно в нынешнее – очень недоброе время.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

БАЛАНС БЕССИЛИЯ
Записки будущего диссидента
ВОССТАНИЕ НЕЗЕМНЫХ
Красная тоска
КЛАРА НОВИКОВА. Любимый мужчина
ИРИНА ПОНАРОВСКАЯ. Хит-парад
СОСО ПАВЛИАШВИЛИ. ТВ-парад
НАШЕ ДЕЛО – КРАЙНЕ ПРАВОЕ
ИОСИФ КОБЗОН. Любимая женщина


««« »»»