Рецензия

Рубрики: [Музыка]  [Рецензия]  

Прежде чем начнем, хотелось бы, конечно, извиниться за дурацкую очепятку в предыдущем выпуске Klimoff Records, благодаря которой Judas Priest к своему, моему и вашему удивлению, превратились в Judad Priest. Хорошо, что не в Jihad Priest. В общем, sorry. А чтобы отвлечься от грустных мыслей о моральном ущербе, нанесенном хэви-металлу, сегодня я принципиально займусь неграми.

STEVIE WONDER

MUSIC OF MY MIND

(UNIVERSAL/MOTOWN RECORDS)

****

В Америке, как известно, взрослая жизнь официально начинается c двадцати одного годa. Ты можешь выпивать, голосовать и заниматься серьезным шоу-бизнесом. В 1972 году Стиви как раз стал совершеннолетним и, в связи с этим, перезаключил контракт с корпорацией “Мотаун”, к тому моменту уже почти 10 лет успешно зашибавшей миллионы на юном “чуде”.

В контракте был немаловажный пункт, который давал Стиви полный контроль над творческим процессом и абсолютную свободу эксперимента. Если все предыдущие диски содержали в себе 2-3 суперхита и проходной материал “до кучи”, то теперь Уандер был полон решимости записать серьезный альбом. Получилось – “Music of my mind” стал откровением в 1972 году и прекрасно слушается и сейчас. Во первых, Стиви наконец смог сыграть все инструментальные партии. С чем великолепно справился (быть может, за исключением ударных – барабанщик Уандер такой же, как и Маккартни). Но главное, пластинка была наполнена невиданными до того космическими электронными аранжировками, атмосферными инструментальными частями и шикарным соул-фанком.

Одна восьмиминутная Superwoman чего стоит. Хотя пластинка несколько провисает ближе к концу, тем не менее финал Evil не оставляет сомнений – перед нами классика. Считается, что именно этот альбом впервые показал миру взрослого Стиви Уандера и проложил путь к таким шедеврам, как Talking book и Songs in the key of life.

Диагноз: Классический альбом Уандера, шикарно переизданный на диджипэке и ремастированный. И хотя ремастер не дарит нам какого-то редкого материала, звучит он превосходно.

STEVIE WONDER

TALKING BOOK

(UNIVERSAL/MOTOWN RECORDS)

*****

Если “Music of my mind” по традиции считается пробным камнем, то “Talking book” 1973 года стал тем самым альбомом, который раз и навсегда сделал Стиви Уандера гигантом современной музыки.

Опыт 1972 года пригодился Стиви, и следующая пластинка получилась практически совершенной с музыкальной точки зрения. Опять все сыграно самим, и хотя вновь слабое звено – барабаны (как выиграл бы Уандер, если бы позвал Кобэма или Гэдда!), но на этот раз даже любительский уровень мастерства Уандера на столь важном для конечного результата инструменте не мешает общему драйву. Тем более что к 1973 году Уандер уже был одним из лучших клавишников мира, и на этом инструменте просто творил чудеса.

Хотя на альбоме все же есть гости (не кто иной, как Дэвид Санборн играет соло на Tuesday heartbreak), все же сила “Talking book” прежде всего в личном мастерстве воплощения музыкальных идей. Каждый раз, когда слушаешь в наушниках Уандера, поражаешься, как тонко он чувствует инструменты.

Альбом открывает бессмертная You are the sunshine of my life, и на протяжении всей пластинки Уандер не допускает ни секундного прокола. Другой классический номер Superstition, определил звучание всего фанка 70-х и способен завести кого угодно и сейчас. Стилизованная библейская обложка точно отражает мессианскую сторону тогдашнего Уандера, вовсю проповедовавшего в 70-х любовь и единение всех рас и при этом ни на секунду не забывавшего о черном самосознании. Хорошо, что уровень таланта не позволил пастырю ни на секунду затмить в нем музыканта. Хотя можно только представить, кем стал в глазах народов Стиви Уандер (долгих ему лет), если бы, не дай Бог, умер молодым (см. следующую рецензию).

Диагноз: Один из двух самых знаменитых альбомов Уандера и один из наиболее успешных альбомов 70-х вообще. Вершина соул и фанка. Такие пластинки переживают свою эпоху. Прекрасно ремастированное переиздание на диджипэке.

BOB MARLEY AND THE WAILERS

UPRISING

(ISLAND RECORDS)

*****

Хвалебных эпитетов сегодня, наверное, многовато, но что делать, такие пластинки попались мне на руки на этой неделе. Последний прижизненный альбом Боба Марли, ремастированный, концептуально оформленный (все, что касается Марли, вообще концептуально, поэтому его переиздания готовились столь же кропотливо, как полное собрание сочинений Ленина в свое время) Uprising заслуживает места в любой приличной коллекции и самых возвышенных слов.

1980 год, как известно, косил великих безжалостно. Англия потеряла Джона Леннона и Джона Боннэма, Австралия – Бона Скотта, СССР – Владимира Высоцкого. Ямайка и растаманы всего мира потеряли Боба Марли – гуру и пророка новой религии и новой музыки, человека, культ которого давно сравнялся с культом Че Гевары. Король рэгги ушел из жизни на самой вершине и оставил после себя грандиозное наследие, в котором Uprising занимает не самое последнее место.

Классический альбом Марли для непосвященного в тонкости рэгги слушателя практически ничем не отличается от прочих творений Боба, хотя знатоки найдут здесь и ритмически нетрадиционное синкопирование и новаторскую гитарную работу. Что меня всегда поражало в пластинках Марли: малоизвестные песни ничем не уступают всемирным хитам. Практически полное отсутствие проходных вещей. Более того, общепризнанная Could you be loved теряется на фоне Coming in from the cold и программной Zion train. Украшением альбома, как ни странно, стала заключительная Redemрtion song, акустическая баллада, не имеющая ничего общего с рэгги. Если, скажем, Фредди Меркьюри знал, что уходит, и с помощью Show must go on осознанно прощался с миром, то кончина Марли была неожиданной для всех, а потому пронзительная грусть Redemption Song поражает особенно. Великолепное переиздание включает в себя и полную рэгги-версию этой песни и альтернативный микс Could you be loved.

Диагноз: Подарок для миллионов поклонников Марли, рэгги и растафари. Для новичков – отличное знакомство с ямайской легендой.

Антон КЛИМОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ИГРАЕТ ОРГАН
Коротко
КАРЛСОН, КОТОРЫЙ ЖИВЕТ… У ХЛЕБНИКОВОЙ
ХОЧУ ЛЮБИТЬ – НО СЛОВ ЛЮБВИ НЕ ЗНАЮ…
АГУТИН & ВАРУМ: БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ДРАКА
БАБЫ – ДУРЫ. МУЖИКИ – КОЗЛЫ. НЕКУЛЬТУРНАЯ ПРОВОКАЦИЯ – ШЕДЕВР!
Здравствуйте!


««« »»»