Как можно увидеть ниже, наше с Бари интервью превратилось, в принципе, в его достаточно эмоциональный монолог. Он не давал мне даже рта открыть. Я не ожидал от известного продюсера такого глубокого анализа музыкального рынка России и Америки, а также агрессивной критики в адрес отечественной журналистики.
– Бари, ты неоднократно заявлял, что группа “На-На” – самое лучшее, что есть не только в России, но и во всей Европе. Что ты имел в виду?
– На мой взгляд, лучшее – это значит профессиональнее. Это понятие включает в себя музыку и образ. А образ – это и пластика, и костюмы, и хореография, и фотогеничные лица. По музыке “На-На” однозначно не уступает европейским современным конвейерным тенденциям.
– В нашей стране есть неписаное правило охаивать всё своё и хвалить всё заграничное. Группа “На-На” также не исключение. Как ты относишься к критике?
– В Москве есть кружок так называемых музыкальных журналистов, которые анализируют музыкальные события в рамках Садового кольца. Или в рамках вещания музыкальных телеканалов, ну, условно – до Московской кольцевой автодороги. У них есть непонятная тенденция пресмыкаться перед тем, что “не наше” – это совковый менталитет. Это чисто совковое сознание – пресмыкаться перед всем, что “там”.
Я, как музыкант, хорошо знаю разницу и сходство между музыкальными продуктами России, Европы и Америки. Очень часто я этой разницы вообще не вижу. Очень часто разница просто кардинальная. Но этих музжурналистов это почему-то не волнует. Они малообразованны и амбициозны, потому что являются рабами своих музыкальных пристрастий, дальше которых ничего не видят. И, что самое плачевное, не хотят видеть. И эти исключительно свои пристрастия они, пользуясь служебными полномочиями, внедряют в сознание молодёжи. Почему российскую поп-музыку большинство СМИ обливает грязью? Именно по этой причине. Что совершенно невозможно на Западе! Представить себе, что американцы будут пропагандировать “чужое” или представить, что американец может когда-то сказать плохо о своих – это нонсенс! Для них американское – значит лучшее. Особенно в области музыкальной индустрии. И так было испокон века. Они так живут, они так дышат… И это хорошо.
Особенно для судьбы отдельного человека. Нормальному человеку необходимо верить в то, что ты лучший. Если он в это не верит, он не может идти к своей цели. Он всё время в чём-то сомневается, и это очень сильно мешает развитию. А нужно так – ты поставил перед собой цель – и даже не допускай ни малейшей критики этой цели! И тогда ты её добьёшься. Другой вопрос – ценность этой цели для других людей. Главное – её ценность для тебя. И для бизнеса это очень хорошо. Когда нет сомнений в том, что это лучшее. Это культивируется в сознании американского потребителя. И он покупает своё американское – лучшее. Он не ставит это под сомнение, ему не дают даже почву для раздумий и выбора. И таким образом развивается бизнес.
Музыкальная индустрия США стоит на пятом месте по сравнению с тысячами других отраслей. Её оборот составляет около 86 миллиардов долларов в год! Это основа безопасности страны, основа её экономического благополучия. Поэтому они не могут позволить себе роскошь сомневаться в том, что эта отрасль имеет какой-то изъян. Иначе она рухнет. И тем самым будет вынуто 86 миллиардов из бюджета всей страны, который составляет порядка 250 миллиардов долларов. Естественно, что не все эти 86 млрд. попадают в государственную казну. Я имею в виду лишь оборот. Но если этот бизнес рухнет, сколько людей в одночасье останутся безработными!
Поэтому недопустимы рассуждения наших журналистов о том, хорошо у нас что-то или плохо. Какие-то их нравственные оценки. Они просто беспочвенны, когда речь идёт о жизни и смерти. Пусть что-то плохо на самом деле, пусть что-то замечательно. Конечно же, каждый должен иметь свободу выбора. Но этой свободы мы с избытком нажрались за последние десять лет. И теперь, почему-то, свободы никто не хочет. Все хотят Сталина, Брежнева. Какую-то сильную центристскую власть. Даже про царя говорят. Но на самом деле, той свободы, о которой все говорили во времена Перестройки, её нет нигде! Она просто невозможна. Потому что существует система взаимоотношений между гражданами и властью. Всегда есть жёсткая система. Чем жёстче эта система, тем легче человеку жить, потому что в жёсткой системе у человека вырабатывается жёсткий стереотип поведения. Всё это касается и музыки. Мне всегда смешно, когда музыкальные журналисты начинают рассуждать на тему, какая музыка лучше, а какая хуже.
– Ты не любишь журналистов?
– Я не люблю непрофессионалов, воинственно декларирующих свой дилетантизм. Все эти догматические постулаты, которые сейчас некоторые музыкальные журналисты предрекают как вечные и истинные ценности, мне просто смешны. Вообще любые оценки и критерии в российской реальности неправомерны по своей сути. И поэтому не надо их выдавать за свои постулаты.
– Любопытно, о чём же тогда писать журналистам?
– О том, что Вова Тютькин обосрался сегодня на презентации, к примеру. Я сторонник того, чтобы создавать сюжетные драматургические коллизии, которые интересны читателю.
– Ты противоречишь сам себе. Это и есть так называемая “жёлтая” пресса.
– “Жёлтая” пресса должна существовать. Всё дело в пропорциях. Интерес к грязной стороне жизни знаменитостей очевиден. “Жёлтая” пресса есть везде, в том числе и в Америке. Только там – “жёлтая” публикация – это существующий факт, а у нас, зачастую – выдумка или какой-нибудь фотомонтаж. Тамошний папарацци может всю ночь сидеть в кустах, чтобы сделать один-единственный снимок, который он потом продаст за 300 тысяч долларов.
– Там есть имена, ради которых можно провести ночь в кустах. У нас же, если быть объективным, кроме Пугачёвой да ещё трёх-четырёх фамилий, писать-то не о ком. Реальных звёзд у нас мало.
– О чём бы мы с тобой ни говорили: об идеологии, о религии, о морали, об эстетике, о культуре, мы всегда будем возвращаться к нынешнему экономическому состоянию нашей страны. Оно формирует всё остальное: начиная от религии и заканчивая шоу-бизнесом. То, что сегодня, кроме Пугачёвой, не о ком писать – это проблема экономического состояния страны. Потому что приходят временщики. Которым только сегодня, сейчас надо урвать свой кусок – таково общее экономическое состояние, нестабильность. Поэтому приходят журналисты, у которых задача: вылить на кумира максимум говна и из этого говна сделать себе пьедестал. Временно, встав на этот пьедестал, журналист получает дивиденды: славу, рекламу, заказы, репутацию скандального журналиста, а значит, и более высокие гонорары.
Между прочим, никто так, как мы сейчас с тобой, не анализирует эту ситуацию. Они даже не понимают, что можно её так анализировать. Чаще всего им даже не приходит в голову, отчего они это делают. Они лишь знают, что надо сегодня урвать свой кусок, потому что завтра его может не быть. Поэтому, втаптывая в грязь кумира, они создают себе временный пьедестал из того говна, которое выливают на него.
Сейчас мы можем мгновенно назвать 15-20 американских кумиров. Потому что их формирует американская нация. У них, мы уже об этом говорили, кумир – это основа музыкальной индустрии. Устраивать аукционы кумиров, где продаются его трусы и тапочки. Вся нация, и американцы это понимают, работает над формированием огромного пантеона кумиров. Потому что эти кумиры и являются основой бизнеса, основой экономической активности. “Не сотвори себе кумира” – это догмат христианской религии именно потому, что это чистая конкуренция! Для христианской религии кумир может быть только один. Но без кумира не может жить ни один человек! Не важно, кто это: твои родители, брат или сестра, Пушкин, “На-На”, Джимми Хендрикс, Буре, Яшин или Гурченко. Без кумиров ты просто не сформируешься как сознательная личность. Потому что всегда должна быть система координат, в которой ты движешься по жизни. Кумиры – это и есть система координат. Религия формируется кумирами. Вся духовная жизнь, нравственная. Носителями определённых теологических концепций являются люди. Самые яркие и выдающиеся личности общества, которые его и формируют. Даже ощущение Бога формирует кумир. Нет кумира – нет бизнеса. Нет бизнеса – рушится экономика страны. У нас даже нет такого понятия, как шоу-бизнес! Его и не было никогда.
Нация самоопределяется по нескольким признакам, но прежде всего – это духовные и культурные традиции. Общий язык, общее восприятие нашей повседневной жизни через быт, через какую-то систему общения. Кто формирует, кто держит этот стержень? Его держат кумиры. Мы без кумиров не можем понять: что такое хорошо, а что такое плохо. Вообще государство начало формироваться благодаря тому, что люди объединялись в своём поклонении одному и тому же идолу: огню, свету, молнии и т.д. И эти идолы формировали вокруг себя сначала кучки людей, потом группы, потом целые народы.
Современные мировые кумиры наделены абсолютно разными чертами, и это хорошо. И по отношению к ним общество определяет свою общую нравственную среду. Например: трахать мальчиков – это нехорошо. Когда мы это знаем от соседей, нас это объединяет на уровне подъезда. Когда мы определяемся в отношении этой нравственной ситуации через огромное количество людей, как через целое государство, это уже общенациональная позиция к этому нравственному табу. Кто-то считает: трахать мальчиков – это хорошо. Это один нравственный стереотип. Другие говорят: нет, нельзя – это плохо. Это второй нравственный стереотип. Третьи говорят: почему нет? Если кому-то хочется и это не нарушает права партнёров, почему мы должны вмешиваться в их личную жизнь? Это третья нравственная позиция. Поэтому общество формирует свою национальную идею, которая, конечно, состоит из этических и нравственных критериев, через кумиров.
Давай с тобой представим на секунду, что кумиров нет. Как мы тогда узнаем: что же хорошо, а что нет? Государство тем сильней, чем больше у него кумиров. Кумиров самых разных. Обрати внимание: фашистское государство, советское государство, американское – все имели огромнейшее количество кумиров. А вот про нынешних кумиров нужно сидеть и ломать голову: ну, Пугачёва – кто дальше?
А раньше разве нужно было ломать голову?! Общество, для того чтобы сформировать бетонную нравственно-идеологическую систему, создавало огромное количество кумиров, которые и являлись носителями этой системы. Ведь мы с лёгкостью можем назвать всех кумиров прошлых лет: Яшин, Мальцев, Фетисов, Табаков, Ульянов, Мордюкова и т.д. Это кумиры времён сильного мощного государства. Поэтому мы и с лёгкостью сейчас называем кумиров американского государства – мощного и сильного. Это государство формирует свою мощь благодаря стержню под названием “национальная идея”.
– И не важно, какая эта идея?
– Другой вопрос, хороша эта идея или плоха. Нашему государству необходимо формировать собственных кумиров. Тогда эта идея сама выработается через отношение общества к тому или иному явлению. История показывает: Гитлер становится общенациональным кумиром. И в результате эта нация вместе с Гитлером подходит к краю пропасти и падает в неё. Значит, общество неправильного кумира выбрало себе в качестве главного идола. И это закономерно. Это эволюция. И такое общество исчезает. Потому что исторический опыт человека – это выбор. Никто не говорит, что человечество всегда идёт только правильным путём. Как и вся природа, человечество развивается путём проб и ошибок. И ошибки эти происходят из-за неправильного выбора кумира. Самое обидное, что человечество не делает из всего этого никаких выводов.
Есть один недостижимый идеологический постулат: все люди равны, кругом должно быть добро и счастье. Этот постулат был назван коммунистическим, но создан он 5-6 тысяч лет назад и лежит в основе очень многих религий. Равенство, братство и всеобщее счастье.
Коммунистическая идеология существует 5 тысяч лет, просто Карл Маркс чётко сформулировал её. Этот идеал “добра и всеобщего счастья” вечен и недостижим. В последнее время мне стало ясно, что к этому идеалу человечество будет стремиться столько, сколько оно будет существовать. Только законченный идиот будет говорить: “Давайте уничтожим коммунистов!”. Потому что коммунизм – это человеческий идеал.
– Всё дело в том, что понятие “коммунизма” просто извратили.
– Тогда не надо путать политику тех же Сталина, Хрущёва, Брежнева с коммунистическими идеалами человечества. Это разные вещи. И я думаю, что человечество будет развиваться в направлении этих идеалов всё время, что оно будет существовать.
Беседовал Василий КОЗЛОВ.