Культур-мультур

Калейдоскоп культурной жизни в нашей стране чем дальше, тем больше приобретает какие-то устрашающе карнавальные формы. Ведь, как ни крути, вся наша жизнь в конечном итоге определяется культурой – традициями, обычаями, нравами, разного рода ритуалами и ценностями. В процессе бесплодных поисков «национальной» идеи все больше царят хаос и чересполосица.

И все же попробуем поискать стержень, вокруг которого можно было бы собрать разбросанные камни.

Для одних таким стержнем будет центральное официальное событие последнего времени – празднование десятилетия телеканала «Культура». Островок Культуры в океане культур, этот канал превратился в гетто общепризнанных авторитетов (не криминальных, конечно). Высококачественный юбилейный концерт, хорошо одетая и воспитанная аудитория, выдержанный (как хороший коньяк) репертуар и даже возмутитель спокойствия Михаил Швыдкой со своей перманентной «культурной революцией» – все это прекрасно вписывается в контекст «хорошего вкуса»… вокруг которого ничего консолидировать невозможно, поскольку, куда ни глянь, все по-другому.

Быть может, общий знаменатель нам выдаст его величество рейтинг – царь и бог современного телевидения, власть которого распространяется от Москвы до самых до окраин, включая – о, ужас! – сам канал «Культура»? Но здесь безраздельно царствует глобализация, лишь маскирующаяся под «национальную идею»: латиноамериканский сериал превращается в «Татьянин день», американский ситком обеспечивает нашему народу «Счастливы вместе», а группа зарубежных товарищей наконец-то наглядно показывает нам, что главное в «Войне и мире». Именно это и вызывает яростные протесты творцов старшего поколения. Опять никакого единства.

Наша прерогатива в контексте массовой культуры – катающиеся в разных вариантах «звезды» – зрители, безусловно, получают садистское удовольствие от падающих на лед знаменитостей. Да и где еще увидишь Анастасию Волочкову в образе бомжихи. Так что и здесь национальную гордость ждет разочарование, тем более что отечественное фигурное катание (успехами которого мы как раз привыкли гордиться) устремляется в бездну по мере того, как его лидеры понимают, что главное – не спортивные результаты, а умение эффектно поддерживать на весу актрис и удерживать на ногах актеров.

Остается только надеяться на официоз – новостные программы и предвыборные дебаты. Но и последние строятся, по-видимому, по западным канонам. Когда «Единая Россия» отказалась участвовать в дебатах, меня так и подмывало поиздеваться: испугались открытой борьбы. Посмотрев, как «это» смотрится на экране, я понимаю «партию власти». В этих мизансценах даже самые умные и талантливые люди выглядят полными идиотами, а демонстративный секундомер ведущего выступает слепым орудием кастрации любой мысли. Тоже ведь нравы, обычаи и традиции, только чужие, на других людей рассчитанные. Видимо, не смогли организаторы дебатов переманить переписчиков с рейтинговых сериалов и ситкомов…

А рядом с выборами (с акцентом на предпоследнем слоге) и телезрелищами течет себе другая жизнь (и соответственно господствует другая культура), о чем нам напоминает документальный фильм Павла Костомарова и швейцарца Антуана Катина (а точнее, Каттэна) «Мать». Провинция, многодетная семья, материальная нищета и сила духа невыдуманной героини покорили множество национальных и международных жюри, но вызвали, мягко говоря, неоднозначную реакцию некоторых представителей нашей интеллектуальной элиты. Ну не понимают элиты, куда уходят корни национальной самобытности и культурного своеобразия. Танцы на льду и предвыборные дебаты им как-то ближе. А нам?

Полная версия статьи опубликована в журнале “Компания” №43 (486) за 2007 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


Кирилл Разлогов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Восемь дней одного года
Концерт для трубы… с друзьями
Фестивальное ожерелье
Тоннель без света в конце
Коротко


««« »»»