В свободном пространстве киноискусства то и дело стартуют новые фестивали. Феерическим хвостом кометы рассыпаются они по киношному небосклону, множатся, как звездные дети, одни уже подросли и возмужали, кто-то даже с бородой: Московский Международный кинофестиваль, “Киношок”, “Золотой Витязь”, “Окно в Европу”… Но процесс деторождения только набирает обороты, о чем свидетельствует щедрая к ним текущая московская осень…
Менее чем за месяц – с 23 октября по 14 ноября – на головы киноманов выплеснулось три вновь рожденных кинофестиваля: «Верное сердце», «Завтра», и совсем уже свеженький – «Русское Зарубежье»…
«Верное сердце» – второй по счету, но родом он из Калуги, а в Москве впервые. Таким образом он подтвердил свою жизненность, а вот его собратьям это еще только предстоит, но почин, надо отметить, обещающий. Радует, что каждый из появившихся фестивалей обращен к своей теме. Не конкурируя между собой, они обогащают нас предложенным выбором.
Киносмотр «Верное сердце» вспахивает ниву семейных и детских фильмов и направлен на становление нравственного кино («Записки путевого обходчика» Жанабека Жетируова, «Кука» Ярослава Чеважевского, «Рифмуется с любовью» Александра Ефремова).
Первый Международный кинофестиваль «Завтра» предлагает новации в области киноискусства, устремлен на творческий поиск, риск, авторский взгляд на все происходящее вокруг (венгерская картина «Млечный путь» Венедека Флигофа, российская лента «Падение в небеса» Натальи Митрошиной, болгарский фильм«Проблема с комарами и другие истории» Андрея Паунова, «Душка» режиссера Йоса Стеллинга из Нидерландов, совместный продукт трех стран, включая Россию и Украину, где блистал наш великолепный Сергей Маковецкий – на фото).
И совсем уже неожиданным ракурсом повернулся к зрителю Международный фестиваль «Русское Зарубежье».
– Сегодня наследие эмиграции приобретает все большую значимость и оказывает весьма заметное воздействие на духовную и культурную жизнь современной России, – считает президент кинофестиваля кинорежиссер Сергей Зайцев. – Кроме того, фестиваль призван послужить важным шагом на пути объединения русской культуры и русских, живущих в разных странах мира.
Фестиваль предложил игровые и документальные ленты о жизни русских за границей от времен Первой мировой войны до настоящего момента, снятые русскими и иностранными кинематографистами.
Стремясь свести в единое целое эту неоднозначную многогранную эмиграционную жизнь, первый фестиваль по русскому зарубежью включил в программу самые свежие картины – «Ветка сирени» Павла Лунгина, «Дети СССР» Феликса Герчикова и фильмы, имеющие уже свою экранную историю – например, «Восток – Запад» Режиса Варнье.
Причем эти, уже побывавшие в прокате картины, были продемонстрированы не в рамках ретроспективного показа, а стали равноправными конкурсантами. Тема ведь в них затронута именно та, которая заявлена в названии кинофестиваля. Оригинальная позиция. Но почему бы и нет? Вдруг это окажется невольным стимулом к повышению качества работ будущих участников этого киносмотра? Хочется надеяться, что именно на это намекает картина Алексея Учителя «Дневник его жены», взявшая Первый приз Первого «Русского Зарубежья».
Галина ПЕРЕВЕРЗЕВА.