Кондолиза: косовский проект

Косово – это не просто темное пятно на карте Европы. Это, скорее, показатель несостоятельности ценностей западной демократии, которые не удается навязать отдельным странам ни с помощью дипломатических увещеваний, ни даже при помощи вооруженных сил блока НАТО.

Похоже, США и страны ЕС постепенно исчерпали все свои ресурсы и просто пытаются уклониться от участия в дальнейшей судьбе сербского народа и косовских албанцев.

Во всяком случае все их предложения и различные планы «по урегулированию» неизменно приводят в тупик и обостряют ситуацию вокруг бывшей Югославии.

Из истории

Начиная с соглашений в Дейтоне 1996 года, мировое сообщество не может решить проблему косовского кризиса. В 1999 году, когда сербский народ отказался пойти на унизительные уступки в пользу экстремистов из Армии Освобождения Косово, военная машина НАТО за несколько месяцев превратила территорию независимой Сербии в руины.

Но даже тогда проблему решить не удалось: получив поддержку, албанцы выгнали коренное население и попутно разрушили – под неусыпным оком миротворцев КФОР – православные церкви и памятники культуры, большинство из которых находятся под защитой ЮНЕСКО. Но самое интересное заключается в том, что международный статус Косово не смогли или забыли определить, создав тем самым почву для будущих противоречий. В результате официально Косово является по-прежнему территорией Сербии, хотя самих сербов там уже практически нет. Если в 1991 году число сербов в Косово составляло более 2 миллионов человек, а число албанцев – 335 тысяч, то в настоящий момент количество сербов в крае составляет не более 150 тысяч, в то время как число албанцев значительно выросло и составляет на данный момент около 2 миллионов человек. Прошли годы, и проблема Косово в принципе отошла на второй план. Главный идеолог «бомбардировок во имя демократии» – США заняты другими более насущными проблемами: поисками неуловимого Усамы Бен Ладена, распределением нефтяных контрактов в Ираке, ядерной проблемой Ирана и вообще всем мировым злом.

И вот в 2007 году вновь возник вопрос о статусе Косово. И хотя многие действующие лица событий 1999 года уже исчезли с мировой политической арены: президент США Б.Клинтон давно в отставке, С.Милошевич, как и ряд его соратников, скончался в тюрьме Международного трибунала в Гааге в 2006 году, – тем не менее мировое сообщество в лице США и ЕС с удвоенной энергией вновь принялись решать злополучную проблему Косово.

Финский миротворец

В конце 2006 года ООН поручила финскому дипломату Марти Ахтисаари найти решение, устраивающее Белград и Приштину. После многомесячных поездок туда и обратно Ахтисаари признался – даже если он проведет в этих поездках всю свою жизнь, соглашения между двумя сторонами достичь вряд ли удастся:

Слишком много обид, слишком много взаимной ненависти. (Интересно, какую реакцию стоило ожидать от сербского народа, который в течение трех месяцев подвергался массированным бомбардировкам за отказ идти на поводу у экстремистов из ОАК?)

В итоге Ахтисаари в феврале 2007 года предложил план фактической независимости Косово под наблюдением ООН, с которым Европа и США согласились за неимением лучшего. Они прекрасно осознавали, что официальный Белград никогда не примет этот проект, который, по сути, нарушает территориальную целостность Сербской республики: Косово должно обрести свою собственную конституцию, флаг и национальный гимн, а также право на членство в международных организациях.

Это предложение было с одобрением встречено большей частью албанского населения Косово, а также США. Однако сербское руководство его отвергло: Сербия выступает против отделения края, хотя и соглашается предоставить Косово широкую автономию.

Россия разделяет позицию Сербии.

Не может быть справедливого решения, которое бьет по интересам одной стороны и удовлетворяет другую сторону. Такое решение само по себе несправедливо и закладывает мину замедленного действия для новых конфликтов и обострения ситуации в этом регионе, – заявил помощник Президента РФ Сергей Ястржембский.

Так как Белград отвергает инициативу Ахтисаари, Москва призывает к продолжению переговоров по статусу Косово, обещая наложить вето на заседании Совета Безопасности ООН в случае, если план финского дипломата все-таки будет выставлен на голосование. В настоящий момент обсуждение косовской проблемы началось с чистого листа.

Игра слов

Майский визит в Москву госсекретаря США Кондолизы Райс никак не поспособствовал смене порядком поднадоевшей пластинки под названием «решение проблемы Косово». Доходило до смешного: например, с утра госпожа Райс заявляла:

Важно признать, что Косово больше никогда уже не станет частью Сербии. Это невозможно.

Но вечером госсекретарь, сменив, по всей вероятности, гнев на милость, начинала указывать на важность защиты сербского меньшинства Косова, отмечая, что «тут будет период, который мы называем «независимость под наблюдением», когда международное сообщество будет следить за тем, как стороны выполняют все свои обязательства. Мы будем работать через специального посланника, чтобы убедиться в том, что сербское меньшинство и религиозные памятники будут защищены. А возможно, это будет осуществляться и через международные полицейские силы».

После чего Кондолиза Райс, видимо, окончательно запутавшись в словах, начала говорить и вовсе тавтологическими фразами:

США внесли в Совет Безопасности ООН свой проект резолюции по косовскому урегулированию. Там не говорится, что Косово будет независимым. Но проект позволит Косову быть независимым.

Здесь госпожа госсекретарь по степени фразеологических перлов, кажется, переплюнула самого Джорджа Буша. Однако суть ее слов очевидна: мы сами толком не знаем, как решить проблему Косово, но требуем, чтобы вы безоговорочно соглашались с тем, что мы предложим.

Российские власти смогли, что называется, поймать Кондолизу Райс на слове. Если вы требуете независимости для Косово, о которой мечтает большинство албанского населения края, то почему бы в этом случае не «посоветовать» Грузии предоставить независимость Южной Осетии и Абхазии? Нисколько не смутившись, госпожа госсекретарь ответила, что эти республики являются неотъемлемой частью Грузии и США приложат все усилия для сохранения территориальной целостности этой страны.

Что для серба Косово, то…

В первую очередь давайте определимся с причинами, по которым руководство Сербии с завидным упрямством отказывается признавать независимость Косово и Метохии. К сожалению, европейские и американские СМИ, может, в силу неграмотности, а может, и по другим каким-то причинам упорно замалчивают культурно-исторические значение этих областей для сербского народа. Дело в том, что Косово – это колыбель всей Сербской республики, после падения Византии именно Косово стало оплотом борьбы с турецкой экспансией на Балканы, и вообще битва на Косовом поле имеет для сербов такое же значение, как для России победа на Куликовом поле. Отделить край Косово от Сербии – это все равно что отделить Флоренцию от Италии, Оксфорд от Англии, Владимир от России или Дрезден от Германии. Сербский народ, несмотря, кстати, на угрозы будущих бомбардировок, продолжает отстаивать не столько территориальную целостность, а в первую очередь свою национальную независимость и право на свое историческое прошлое.

При этом проблема так называемых косоваров – косовских албанцев – до середины 90-х не возникала, пока при поддержке определенных кругов не сформировались отряды ОАК (Армии Освобождения Косово), одержимых идеей создания Великой Албании. К слову сказать, политическое руководство самой Албании вообще практически устранилось от этого конфликта и не делает никаких заявлений, кроме общих фраз. Действия Албании понятны, поскольку в ее руководстве никто не горит желанием присоединять Косово и Метохию, и так весьма небогатые и неблагополучные регионы.

Тенденции & перспективы

Перед российским руководством возникла очередная дилемма: поддерживать ли до конца Сербию и тогда окончательно расстроить отношения с США и ЕС? Либо России стоит устраниться от решения проблемы, чтобы наладить отношения с западными партнерами, и тем самым позволить расколоть Сербию?

Судя по настроению Кремля, второй вариант вряд ли возможен – ведь в известной степени Россия уже пошла на сделку с совестью в 1999 году. С другой стороны, надо признать очевидное: и тогда и сейчас у нашей страны не так уж и много аргументов для того, чтобы идти на крайние меры. Сравнивать военно-экономический потенциал стран – членов НАТО и России представляется бессмысленным. И в этом случае не следует идти на поводу у «патриотов», призывающих Россию принимать сомнительные, авантюрные решения. Как ни крути, придется втягиваться в сложные дипломатические игры, чтобы обойти эти подводные камни и не потерять лицо.

Итоги «игры мускулами» 1999 года

Вторжение НАТО на территорию независимой Сербской республики фактически полностью разрушило инфраструктуру. Полностью уничтожено 600 гражданских объектов, 25 тысяч жилых домов Косовской автономии, разрушено 22 и повреждено 12 мостов, уничтожены 50 заводов, 12 электростанций, 7 железнодорожных вокзалов. Ущерб от бомбардировок НАТО в период с марта по июнь 1999 года составил порядка 100 миллиардов долларов США. На тот момент число сербских беженцев составляло более 220 тысяч человек.

После того как в Сербии началась гуманитарная катастрофа, ни одна международная финансовая организация не оказала помощи стране. Руководству Сербии даже отказывали в кредитах, предъявляя различные абсурдные требования: то выдать международных преступников, скрывающихся якобы на территории Сербии, то согласиться со всеми условиями на переговорах с ООН. В результате Сербия оказалась в числе самых бедных стран Европы.

Где славянское единство?

В настоящий момент Сербия стремится интегрироваться в ЕС, стать членом ВТО и активно привлекает иностранные инвестиции.

Основные партнеры Сербии по экспорту – Италия, Босния и Герцеговина, Германия, Македония и Российская Федерация, а по импорту – Российская Федерация, Германия, Италия, ЕС и Китай. По оценке Министерства внешнеэкономических отношений Сербии, объем иностранных инвестиций в экономику Сербии в 2006 году был рекордным за последние годы и составил более 3 миллиардов долларов США.

Главный вопрос заключается в том, почему основные инвестиции в Сербию идут из США и Европы, а не из России. Борислав Милошевич, брат экс-президента Сербии Слободана Милошевича, отвечает на него так:

Российские олигархи ленивы. Они очень мало покупают в Сербии. Но сейчас должен быть конкурс в Восточной Сербии по меди. И, как я слышал, к нему проявлял интерес Олег Дерипаска. Нефтяные российские компании – «ЛУКОЙЛ» и ТНК – интересовались сербской нефтью, но ничего не получилось.

Алексей КРАПИВИНСКИЙ.

Полная версия статьи опубликована в журнале “Moulin Rouge”, июль – август 2007 г. (издатель Евгений Ю.Додолев).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Загадки “поющего ковбоя”
Коротко
Песни не залежатся
Новый официоз


««« »»»