Новый официоз

По сведениям, опубликованным на сайте Арт-Медиа Центра «ТВ-Галерея», в этом месяце в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) будет проведена масштабная выставка шедевров российского изобразительного искусства с ХII века до наших дней под звучным слоганом Russia! Это сообщение не случайно появилось на сайте именно «ТВ-Галереи». Ее руководитель Нина Зарецкая выступила автором, режиссером и продюсером трехсерийного телефильма «РОССИЯ! Драма искусства в 12 эпизодах», созданного на основе материалов аналогичных выставок, проходивших в Музее Соломона Р.Гуггенхайма в Нью-Йорке и Лас-Вегасе (США) в 2005 году и в Бильбао (Испания) в 2006 году.

Спору нет, выставка такого масштаба, где представлено более 250 шедевров изобразительного искусства из собраний Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа и ряда других государственных и частных коллекций, – важнейшее событие в культурной жизни каждой названной страны. Это результат творческой и организационной работы большой группы экспертов и специалистов. Наконец, это важнейший материал для исследования и осмысления пути отечественного искусства, сопоставления взглядов российских и зарубежных ученых на его развитие. Обо всем этом – разговор особый.

Меня же заинтересовала специфическая интонация, которая объединяла и вышеупомянутый телефильм, и его торжественную презентацию в Большом зале Федерального агентства по культуре и кинематографии.

Камертоном к этой пиар-интонации может служить следующий пассаж из рекламного буклета к фильму: «Выставка «Россия!» проходила под патронажем президента РФ Владимира Путина, и ее открытие было приурочено к началу 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Делегации высокопоставленных лиц из России и США посетили музей, что также нашло отражение в фильме, включая выступление президента России на официальной церемонии открытия выставки». Иными словами, творческое и культурное содержание события ставится в зависимость от политической и информационной конъюнктуры. «Россия!» (и ее искусство) превращается в бренд, подлежащий дальнейшему распространению (откуда и Абу-Даби).

Хотя авторы фильма и отмечают, что в их задачи входило осветить мероприятие не с информационной точки зрения, а в первую очередь показать важность данного события в культурно-историческом контексте. На деле возник парадоксальный «новый официоз» – застывший образ российской культуры, только с позиции не вчерашних (марксизм-ленинизм и социалистический реализм), а сегодняшних заблуждений.

Конечно, взаимосвязь между эпохами развития русской культуры можно проследить только при детальном и компетентном анализе работ разных периодов. Для этой цели Нина Зарецкая взяла интервью у влиятельных деятелей искусства, ученых и критиков из США и России. Именно они стали главными героями фильма и рассказчиками. Только вот незадача: содержание выставки проблематизируют в большинстве своем иностранцы (конечно, опираясь на собственные стереотипы и заблуждения, но все же проблематизируют), а вот главные российские кураторы и эксперты ограничиваются изложением текущих истин, как будто история российского искусства раз и навсегда написана и застыла в камне новых догм.

Положение усугубляется пафосной интонацией дикторского текста (почти как в саморекламе на Первом канале российского телевидения) и восторженной торжественностью музыкального сопровождения.

Правда, свой «комплекс вины» авторы искупают тем, что в рамках презентации в Агентстве прошла благотворительная акция. Часть средств от продажи DVD-дисков с фильмом пошла на операции детям с пороками сердца для Российской благотворительной программы спасения тяжелобольных детей «Линия жизни». «Святое дело», – утешаются они.

Кирилл РАЗЛОГОВ.

Редуцированная версия статьи опубликована в журнале “Компания” (www.ko.ru) №31 (474) за 2007 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Коротко
Кондолиза: косовский проект
Песни не залежатся
Загадки “поющего ковбоя”


««« »»»