Deus ex Бюрократия

Фразой Deus ex Machina (Бог из Машины) в театре обозначают неожиданные финальные развязки, не обоснованные логикой повествования и сценического действия.

Сегодня каждый человек, где бы он ни был, хотя бы раз в жизни (а чаще «много-много раз», как поется в знаменитом романсе) сталкивается с великим и необъяснимым произволом скрытого в офисах вездесущего божества.

Я сам никогда не забуду, как в конце 70-х годов минувшего столетия бесплодно «на голубом глазу» пытался преодолеть барьеры, как мне тогда представлялось, выстроенные исключительно вездесущим КГБ.

В то время мой отец-болгарин, с которым мать давно разошлась, уже долгие годы был на дипломатической службе во Франции. Вдруг он решил пригласить в гости на лето сестер и меня с женой и маленькой дочкой, с которыми был едва знаком. Как представитель старейшей коммунистической династии (его отец – мой дед – участвовал в первом антифашистском восстании в Болгарии в 1923 году, а потом долгие годы жил в СССР и работал в Коминтерне), он наивно полагал, что проблем не будет.

Получив заблаговременно приглашение, мы начали хождение по мукам, собирая бесчисленные бумажки, к которым добавлялись все новые и новые документы, чуть ли не от французского правительства. Когда несколько месяцев спустя список труднодостижимой макулатуры был исчерпан (как в сказке – принеси то, не знаю что), нам ответили отказом: отец якобы не имел права нас приглашать, поскольку проживал во Франции не постоянно.

Решение было по-своему логичным (хотя и бессмысленным). Изумляло другое – зачем было занимать время самых разных людей оформлением документов, как ясно было, ненужных? Я, помнится, махнул на это дело рукой – вот вернется отец в Болгарию, тогда и познакомлю с дочкой, и пообщаемся.

История эта запомнилась и травмировала потому, что на Родину он вернуться не успел, поскольку вскоре умер в Париже. Может быть, именно предчувствие смерти и объясняло его попытку восстановить связи с бывшей семьей.

А вспомнил я об этой старой истории потому, что для большинства моих сограждан ожидание решения выездной комиссии (читай – КГБ и ЦК КПСС) сменило не менее абсурдное ожидание получения той или иной визы, следующее абсолютно тем же закономерностям, даже при положительном, но уже потерявшем актуальность решении. 70-летняя сотрудница моего института, культуролог и доктор наук, с задержкой получила американскую визу, поскольку не так давно побывала в Иране (она занимается Древним Востоком), и вынуждена была на свою более чем скромную зарплату покупать новый билет. Президент фестиваля семейного кино не смог поехать на соответствующее мероприятие в Германию (быть может, потому что он – демонстративно православный). Да и ваш покорный слуга не так давно пропустил на международном кинофестивале показ нуждавшихся в поддержке отечественных фильмов, поскольку понадобилась бессрочная «дополнительная проверка», продлившаяся более месяца. С Бога из Бюрократии объяснений не потребуешь. Злодейство коммунизма (как и капитализма) тут ни при чем.

В окружающей современного человека всемирной бюрократической паутине, которая посильнее не только «Фауста» Гете, но и самого Интернета, Deus не только развязывает конфликты, но и завязывает их, превращая обычного гражданина в «колесико и винтик» великого и неисповедимого Провидения.

—————–

Редуцированная версия статьи опубликована в журнале “Компания” №32 (475) за 2007 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


Кирилл Разлогов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Продолжить игры
Дело Константина Кинчева
Пугачёва не помешала презентации
Будет ли у нас лекарство от старости?
DVD-обзор
Дуэль двух господ
Пойми меня!
На стихи Пушкина и Лермонтова


««« »»»