Белый певец с «черным» голосом

Учащиеся музучилищ всегда спорили, кто интереснее и ярче – Chicago или Blood Sweat & Tears? Какая из этих команд ближе к року, а какая к джазу? Раньше вообще все любили спорить. Были юны и пытливы. Тем более что жанр, c которым появились эти американские коллективы, был новым, приятно удивляющим слух и жизнерадостно звучащим, особенно после бесконечных модальных экзерсисов мастеров джаза и грузным, уже изрядно поднадоевшим околоблюзовым набором аккордов рок-звезд конца 60-х.

Еще бы! Взять дудки из джаза в рок, все смешать и оживить оба стиля. Три или четыре духовых инструмента заиграют вместе с гитарой и клавишами, и зазвучит почти биг-бэнд, но иначе, неожиданно современно и ярко. Позже критики назовут эту музыку брасс-рок, или джаз-рок.

Оба коллектива стояли у истоков нового жанра. Быть первыми – и легче, и в то же время сложнее – ответственность перед потомками большая. Конечно, они были совсем разными, и по саунду, и по количеству участников. Если «Чикаго» – это устоявшийся с самого начала септет, то в BST участвовало большое количество музыкантов, даже Рэнди Брекер поиграл на трубе. Первые с самого начала делали упор на группу, на единое, командное звучание, вторые – на индивидуальное мастерство каждого исполнителя. Таким образом, Chicago ближе к рок-музыке, а BST – к джазу.

Своему быстрому успеху Blood Sweat & Tears в немалой степени обязаны певцу – Дэвиду Клейтону-Томасу, который записал с ними первые, самые яркие 4 альбома и получил с группой «Грэмми». Будучи белым и уроженцем Великобритании, Томас очень уверенно и небрежно выдавал характерную «черную», блюзовую хрипотцу, которая долго и по сей день успешно копируется некоторыми отечественными блюзовиками. Несмотря на то, что уже в 1972 году он покинул группу и занялся сольной работой, его имя до сих пор ассоциируется с BST. Вероятно, так удобнее с маркетинговой точки зрения – на раскрученном названии легче денег срубить.

В Советском Союзе авторитет группы среди музыкантов был настолько велик, что будущие легенды отечественного джаз- и рок-движения Козлов и Намин записали в 1972 году странноватым составом ее композицию Lucretia MacEvil. Они до сих пор спорят, что это был за состав – «Арсенал» с участием Намина или «Цветы» с участием Козлова. Сейчас эта запись большая редкость. Да и Бог с ней. Не ищите ее.

Господа! Товарищи! Давайте слушать оригинал, он – несомненно – лучше! Благо у нас есть уникальная возможность услышать знаменитого солиста группы BST вживую.

Выступления Дэвида Клейтона-Томаса состоятся в Санкт-Петербурге и Москве 20 и 21 апреля 2007 года в рамках проекта «Журавли Jazz-party». В концертах также примут участие девять музыкантов, включая гитариста, ритм-секцию, клавишника и духовую секцию. Некоторые из них в разное время входили в состав Blood Sweat & Tears. В Москве музыканты отыграют в клубе «Апельсин».

Георгий АВЕТИСОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Служить людям. Часть III
«Нежность» – мужская и женская
Заткни полярников!
Снова в Москве
Самая талантливая
Елена Зайцева: Дядюшка не поможет
Юта: седьмое пришествие
DVD-обзор


««« »»»