«Алиса в стране чудес»: Как глубока кроличья нора?

Наверное, этот вопрос задавал сам себе черный сказочник Тим Бёртон решив экранизировать «Алису в стране чудес» Льюиса Кэролла. Погружаться в мрачный туннель подземной страны чудес дело для Бёртона привычное и знакомое и новая Алиса стала естественным продолжением всех предыдущих творений режиссера. Где все прекрасны и слегка мертвы.
Самая мертвая, конечно же, Алиса (Миа Васиковска). Пресная и сухая, рассудительная и строгая. Без малейшей улыбки. Флегма. Ни капли не интересуется Страной Чудес, вообще не понимает, что она делает в этом чуждом ей подземелье и скучает, надеясь что вот-вот наконец проснется. Восковая кукла с пустым лицом. Новой Алисе – 19. Её сватают противному лорду, у которого напрочь отсутствует воображение, и впридачу страдает запорами. И Алисе так же скучно в мире живых, а возвращение-бегство в Страну Чудес совсем не удивительно. Да и ждали ее там поскольку со времени ее прошлого визита произошли, по сути малозначительные, но страшные изменения. Власть захватила Красная Королева, которую блистательно исполняет Хелена Бонэм Картер бессменная муза Бартона, а по совместительству жена и мать его детей. Большая часть волшебной страны превращена в руины и сожжена, вместо цветущих садов булькает вонючее болото. Несмотря на то, что Красная Королева регулярно рубит головы с плеч, которые потом живописно плавают в дворцовом рву с водой, все персонажи сказки Льюиса Кэрролла живы, хотя и напуганы местными репрессиями. Они ждут, не дождутся возвращения Алисы, их Алисы, которая по хроникам должна сразиться в Бравный день с Бармаглотом. И победить его при помощи вострого меча, свергнуть Красную Королеву и вернуть корону Белой Королеве (Энн Хэтэуэй). Назревает революционная ситуация, нужен лишь вождь.
Провалившись в кроличью нору Алиса никак не может поверить в реальность развернувшегося перед ней мира и отказывается принимать всю эту полную безумия картину. Но ведь «безумные самые умные»! В какой-то момент она вспоминает своего отца, который верил в чудеса и заставлял её каждое утро поверить в шесть чудес. И, наконец, понимает, что это не сон и не безумие. Она с большим трудом принимает на себя героическую миссию – находит вострый меч, становится все булатнее и булатнее, сражается и, конечно же, побеждает! В стране чудес – снова воцаряется гармония, власть переходит к слегка мертвой, как впрочем и все остальные, Белой Королеве, а Алиса возвращается в свой мир, чтобы неожиданно заняться международной коммерцией. Вот и весь сюжет. Простой и незатейливый – “Пришел, увидел, победил!”. Не нужно в фильме искать философии Льюиса Кэрола. Зато в кадре очень много затейливых грибов и великий обкуренный мудрец-гусеница Абсолем. Это все объясняет. Но такое ощущение, что для Бёртона сюжет вторичен, в сравнении с гениально выписанными им персонажами. Красная Королева это чудовище с огромной головой и маленьким субтильным тельцем, страдающая целым букетом психических и физиологических отклонений, окруженная лизоблюдами, лицемерами и подхалимами, пародия на Гитлера и Ленина в женском обличье, с трогательным желанием быть любимой! Шляпник – очарователен и трогателен, в исполнении еще одной бессменной музы Бёртона Джонни Деппа. Он любит Алису, Страну чудес и свое любимое занятие – моделирование очаровательных шляпок и готов пожертвовать жизнью ради великого дела! А ради Шляпника готова умереть маленькая мышь Соня. При этом Депп-Шляпник изрядно похож на Джека-Воробья из “Пиратов Карибского моря”, своими однотипными ужимками.
Вся эта история пронизана какой-то жертвенностью и героизмом. На войне как на войне! Героизмом в какой-то момент заражается и сама Алиса. Чеширский кот – само очарование – милейший, добрейший, хитрейший с акульим оскалом! Белая Королева она уже не слегка мертва, а такое ощущение, что даже совсем. Она и сама подмечает, что ее сестрица любит живых, а она мертвых. Вульгарная с белыми локонами, черными бровями и бордовыми губами – эдакая, мертвая невеста, но до чего же милая и добрая. Кажется. Но по сути сестры очень похожи. И для бедного Подземелья абсолютно все-равно кто будет на троне.
Не любит Бёртон реальный мир – он для него слишком скучен, лжив, порочен и банален. Поэтому, наверное, и появилась идея отправить Алису не замуж, а на корабле в далёкую страну заниматься международной коммерцией и быть вне этого убогого мещанского мира с их глупыми правилами и штампами. Каждый сам выбирает верить в сказку, или загонять себя в рамки, навеянные обществом. А волшебство оно всегда рядом стоит только протянуть руку или заглянуть в кроличью нору, только совсем не обязательно в 3D формате, он там притянут за уши!


Екатерина Попова-Гамаюн

Художник и журналист, закончила Московский Государственный Университет, факультет журналистики. Член Московского Союза художников, Член творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников, Член-корреспондент Международной академии Культуры и Искусства.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Парад страстей
О разных любовях
Французский поцелуй Инны Субботиной
Понравилось. Продолжение следует
DVD-обзор
Мукусев. 20 лет спустя


««« »»»