Кроличья нора Доктора Парнаса

Рубрики: [Кино]  

На экраны вышел фильм режиссера (он же автор сценария) Терри Гиллиама «Воображариум Доктора Парнаса». Если коротко пересказать содержание фильма, то наверное это будет звучать так: Доктор Парнас (Кристофер Пламмер) обладает магическим даром создавать воображаемые миры. И он со своим театром, среди артистов которого его циничный закадычный друг-карлик Перси (Верн Тройер) и молодой актер Антон (Эндрю Гарфилд), колесит по земле и предлагает желающим зрителям выйти за пределы реальности и пройти сквозь волшебное зеркало в фантастический мир воображения. За деньги. Его дочь Валентина (Лили Коул) влюбляется в загадочного незнакомца по имени Тони (Хит Леджер), который поднимает шоу на новый качественный уровень. Доходы растут. Однако все имеет свою цену – в течение многих веков Парнас играет в азартные игры с самим дьяволом (Том Уэйтс), который теперь собирается прийти и забрать свой приз — дочь Парнаса…

Доктор Парнас. Кадр из фильма «Воображариум Доктора Парнаса»

Доктор Парнас. Кадр из фильма «Воображариум Доктора Парнаса»

На самом деле сказать так – это значит ничего не сказать. Потому что по глубине своей фильм можно сравнить разве что с той кроличьей норой, в которую упала всем известная Алиса. Фильм, где задуманная сценарием игра бога и дьявола ворвалась в реальную жизнь, и жизнь превратилась в кино, а кино в жизнь. Картина начинается с повешенного под мостом Тони, авантюриста и проходимца. А ведь в самом разгаре съемок Хит трагически и мистически умирает, но «шоу продолжается» и его роль блистательно доигрывают Джонни Депп, Джуд Ло и Колин Фаррелл. А заканчивается фильм повешенным теперь уже Фаррелом…

Это случайность, свобода выбора Бога, в которого начали играть. Или господин Случай – это и есть Бог, сохраняющий свое вмешательство в тайне? Иногда случай – невезение, а иногда – сумасшедшая удача, как в случае «Вооброжариума Доктора Парнаса». Трагические события привлекли в фильм море звезд. Заставили переписать сценарий, чтобы сохранить картину. Случайно или намеренно Терри Гиллиам погружает нас не только в сюжетную линию картины, но и в древнейшую мифологию. Кто знаком с греческой мифологией тот знает, что Парнас сын Посейдона, повелителя морей, и нимфы Клеодоры, позже его именем была названа гора Парнас, где находился известный дельфийский оракул. Поэтому Парнас не просто создатель воображаемых миров, он оракул, который знает судьбу каждого к нему пришедшего. Ему уже 1000 лет. Он гадает на картах Таро, где сам он соответствует карте МАГ – воин, шаман и странник. И это нас уводит в скандинавскую мифологию к образу верховного бога Одина. Но Одину соответствует не только карта МАГа, но и повешенного ибо чтобы получить знания в виде священных рун Один приносит себя в жертву, и висит повешенным 9 дней за ногу на древе Мира – Иггдрасиль. Один считается богом мудрости, колдовства, магических заклинаний и поэзии. Будучи мастером перевоплощений, Один часто является людям в различных образах. Чаще всего — в образе старца. Считалось, что под видом бедного странника или уродливого карлика (по сюжету фильма Парнас странствует с карликом) он бродит по свету, и плохо будет тому, кто, забыв законы гостеприимства, оттолкнет его от своего порога.

Тони (Хит Леджер). Кадр из фильма «Воображариум Доктора Парнаса»

Тони (Хит Леджер). Кадр из фильма «Воображариум Доктора Парнаса»

Что мы узнаем про Тони – ничего! Кроме одного он и есть повешенный Бог, обратная сторона Мага, Одина, Парнаса. Он и есть Жертва, которую приносит Парнас, чтобы спасти свою дочь Валентину. И он же скандинавский бог Локи. Черты Локи характерны для трикстеров: двуличность, изворотливость, хитрость, коварство. Часто Локи считают лживым, но это не совсем верно: понятия «ложь» и «истина» для Локи просто отсутствуют. Он причинил много бед другим богам. С другой стороны, боги часто прибегали к его услугам в тех случаях, когда надо было проявить хитрость. Локи обладал способностью менять свою внешность. Терри Гиллиам все время поворачивает волшебный кристалл, чтобы мы видели сколько ликов у каждого персонажа и сколько мифов можно рассказать только в одной картине. В одном из воображаемых миров мы даже столкнемся с чисто гоголевской темой ведьмовства.
Жертва Парнаса бессмысленна, Валентина выбирает двери дьявола. И в конце оказывается добропорядочной американкой, она получает от дьявола то о чем мечтала – классическое среднестатистическое американское счастье! Помилуйте, а мы думали это рай! А это оказывается ад! Бог-Терри переворачивает все с ног на голову, меняет “плохо” на “хорошо”, “правду” на “ложь”, “рай” на “ад”. Где же верный выбор?

Валентина (Лили Коул), кроме фильма «Воображариум Доктора Парнаса», снялась и для эротического календаря Pirelli 2010.

Валентина (Лили Коул), кроме фильма «Воображариум Доктора Парнаса», снялась и для эротического календаря Pirelli 2010.

Главная героиня Валентина утверждает: «Случайностей не бывает – на все есть причина».  И наша картина мира – результат выбора? Бог и дьявол в фильме постоянно играют в игру «Выбери меня?», кто больше соберет почитателей, но число их приверженцев одинаково. Победителей нет. И как тут не вспомнить старинную притчу о том, как Бог устал от своего безмерного могущества и стал развлекаться тем, что создавал новые вселенные. Однако новые миры не избавили его от скуки. Разве интересно существовать вечно, если нет желаний, ибо каждое желание, не успев стать желанием, становилось действительностью? Однажды Бог подумал: «Как было бы хорошо придумать игру, где бы я испытал желание!» И как только он понял, что хочет этого, он получил это! И стал он вселенной вечной неудовлетворенности. Это был мир, возникший от вопроса: «Если я всемогущ, то смогу ли создать камень, который сам не смогу поднять?» и «Если я всемогущ, то смогу ли разделить себя так, что не смогу соединиться?». И разделился он на две силы. И стал он одновременно тяжестью камня и тем, кто поднимает камень. И стал он частями, жаждущими друг друга, и тем, что препятствует их слиянию. И стал он объектом желания и бесконечной дорогой на пути к нему. И с тех пор бесконечное могущество борется с бесконечным могуществом.

Бог продолжает играть в эту игру и по сценарию фильма. За время вечности и время пока идет фильм, ничего более интересного Творец не нашел. Возможно, роль Бога захотел на себя примерить и сам Терри Гиллиам. Мы создаем реальность силой своего воображения, утверждает Гиллиам. Когда-то он создал такие шедевры как– «Бразилия» (номинация на премию «Оскар»), «Король-рыбак» (номинация на премию «Золотой глобус», «Серебряный лев»), «Приключения барона Мюнхаузена», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Двенадцать обезьян», «Братья Гримм». Но бесконечно ли воображение Автора?! Нет. Оно ограничено. Воображение Парнаса ограничено воображением его создателя Терри Гиллиама, а воображение Терри ограничено воображением Бога, а воображение Бога? Кто же ограничивает его?
И тут вспоминается старую суфийскую притчу о Насредине, за которым как он думал гнались разбойники, но это были друзья. И когда он оказался на кладбище и бежать дальше было некуда его друзья, с удивлением спросили, что он делает за могильной плитой? Он ответил: “Не поверите. Я здесь из-за вас, а вы здесь из-за меня.” Что вы делаете в этом кинотеатре? И почему смотрите именно этот фильм? И наконец, кто вы – Наблюдатель или наблюдаемый? Вы уже выбрали?

Ученые физики в своих квантовых экспериментах пришли к выводу, что в любом опыте все зависит от наблюдателя. Был сделан вывод «Наблюдатель влияет на наблюдаемое. Ты являешься сознанием, наблюдающим Вселенную и создающим её и себя как часть Вселенной, самим процессом наблюдения». Что за игру затеял режиссер Терри Гиллиам, и он ли затеял эту игру? Возможно, наше восприятие картины мира настолько убого, что мы видим лишь мизерную часть того, что задумал творец? А может он задумал совсем другое, а мы изуродовали его создание своим воображением. Можем ли мы сами создавать миры и менять их по своему усмотрению? Или это всего лишь иллюзия, игра воображения? Что реально? А что нет? Готовы ли вы провалиться в кроличью нору и поиграть с Богом? Фильм не заканчивается титрами, он продолжается в нашем воображении. Шоу продолжается.


Екатерина Попова-Гамаюн

Художник и журналист, закончила Московский Государственный Университет, факультет журналистики. Член Московского Союза художников, Член творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников, Член-корреспондент Международной академии Культуры и Искусства.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Два концерта в России
Незабвенные «школьные» гады
Песня на двоих
Хэви-метал-шоу главного калибра
Памятник Виктору Цою
В ритмах «Зимнего вальса»
Эсхатология семьи
Любовь в интерьере
Аврил Лавинь провалилась в кроличью нору
Опасные мечты
«Супруги Морган в бегах» или как сохранить брак


««« »»»