Повесть о настоящем человеке

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Первый канал закончил прошлую неделю показом фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицина». Никто и предположить не мог, что это нестандартное программное решение окажется столь успешным.

Призёр Венецианского фестиваля (фильм принёс Кончаловскому «Серебряного Льва» за режиссуру), казалось, не имел никаких шансов собрать аудиторию в воскресный вечер. Показ этой ленты в хорошее время воспринимался как реверанс мастеру кино, ведь Эрнст регулярно знакомит своих зрителей с работами, которые считает интересными, даже если предполагаемый рейтинг не обещает быть заоблачным. Но Первый не был бы лидером отечественного ТВ, если бы не выигрывал рискованные ставки. «Фестивальное» кино не пользуется особым успехом у массового зрителя, но на Первом неплохо собрала даже «Меланхолия» Ларса фон Триера, так что у Кончаловского были вполне достойные предшественники.

И всё же трудно было ожидать успеха «Почтальона» хотя бы потому, что картина априори позиционировалась как «антинародная». Причина заблуждения – сам факт наличия премии. Венецианских Львов в последние годы выигрывали не то чтобы антирусские фильмы, но уж точно не восхваляющие наш сегодняшний день картины (достаточно вспомнить Звягинцева…). Да и жизнь любой российской глубинки для многих по определению трэш и повод для бесконечных ламентаций на тему «до чего довели страну». Кончаловский же сделал на сельском материале не только правдивый, но и очень добрый фильм.

Если сравнивать «Тряпицына» с другими отечественными новинками, то едва ли на ум придет фильм «Горько». Однако именно эта бесшабашная лента ближе всего к «Почтальону». Причём не столько по форме ( «Горько» стилизован под документальный фильм, а «Почтальон» включает документальные съёмки), сколько по сути.  И тот и другой – жизнеутверждающие, ироничные, но незлобные фильмы о наших людях и, как это ни странно, об эстетике. В фильме «Горько» противопоставляются разные варианты «красивой» свадьбы, а в «Почтальоне» упор делается на эстетику природы, которая своей красотой с лихвой компенсирует неэстетичый материальный мир жителей маленькой глухой деревни.

Тронула телезрителя и концепция фильма Кончаловского. По «Тряпицину» получается, что наш человек, если его отрезать от важного (хотя бы от производства ракет…), имеет высокий шанс впасть в депрессию и спиться. Герой смутно понимает, что ничего значительного в жизни не сделал (недаром на почтальона всё время смотрит несуществующий кот, словно ждёт чего-то, а другого кота, игрушечного, мы видим в руках мальчика, у которого всё ещё впереди). Отсутствие значимости сельский почтальон компенсирует эмоциональными связями с жителями своей деревни и природой, которую воспринимает как живую сущность. То есть фильм Кончаловского вовсе не о чернушном быте умирающей русской деревни, а о способности нашего человека ценить красоту, уметь прощать и стремиться к чему-то большому.

В фильме есть еще один нюанс, вернее неявный герой – Первый канал. Каждое утро Тряпицин смотрит «Модный приговор», программу о том, как сделать неэстетичное эстетичным. Передачи Первого структурируют весь его день, они словно отражение, причём такое, какое он и хочет видеть (недаром почтальон часто смотрится в зеркало, но не находит там искомого – искомое в телевизоре).

Кончаловский сделал подлинно документальный фильм.  Гораздо более правдивый, чем ленты какого-нибудь Манского. Документ ведь может и обмануть… А Кончаловский как художник предельно честен и в данном случае абсолютно непредвзят, он пытается понять страну через деталь. Поэтому и получилась у него повесть о настоящем человеке.

А Эрнст, показав «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» в хорошее время, лишний раз доказал, что он первый именно потому, что обладает даром видеть то, что неявно. И умеет понимать зрителя как никто другой.

Стас НОВИНСКИЙ.

 

 


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Ну, за искусство!…
Мой размерчик
Куда, куда вы удалились?
Всякое искусство – обман
Словно неспешная симфония
Коротко
Без потрясений
Севара Назархан = достояние всех республик
«Москвич» от джазмена Сюткина
Удар Михалкова


««« »»»