Наши на рынке и в павильоне

Рубрики: [Кино]  

Каннский кинофестиваль состоит из одной главной и множества параллельных жизней. В своё время я писал о том, что, приезжая на кинофорум, я вынужден решать, что в этом году для меня основное – смотреть фильмы, встречаться с коллегами или писать статьи о программе.

На самом деле выбор богаче. Если фильмы, то какие именно (все посмотреть невозможно): конкурс, параллельные программы или, если речь идёт об отборе картин для ММКФ, картины с кинорынка? Если люди, то выбор ещё шире. Это могут быть создатели фильмов для интервью, экспортёры для переговоров о показе или приобретении тех или иных картин, коллеги для обмена мнениями по поводу программы или, наконец, соотечественники, которые стихийно «тусуются» вокруг нашего павильона в Международной деревне или стенда (стендов) на кинорынке?

О последних и пойдет речь в этой статье. История появления Российского павильона – сама по себе поэма. Он возник одним из последних, когда свои павильоны были и у стран Балтии, и у республик бывшей Югославии, и у небольших государств Европы Ближнего и Среднего Востока, не говоря уже о гигантах: США, Великобритании и программы «Медиа» (в то время она называлась так) Европейского Союза.

Наконец, лет десять назад, Министерство культуры решило последовать их примеру (а точнее решилось выделить на это минимальные деньги. Тут же стал вопрос, а кому это нужно и что же тут делать? Понадобилось несколько лет, чтобы наши коллеги почувствовали необходимость параллельной фестивальной жизни. В конкурсе российская кинематография была представлена редко, а либерализация выезда за границы приводила на Лазурный берег толпы соотечественников, в период фестиваля в большинстве своём кинематографистов, но не только. И если элита коротала время на яхтах и вечеринках, то большинство приезжало в Канны с надеждой влиться в мировой кинопроцесс. Вот здесь-то и пригодились павильоны (не только Российский, но он в первую очередь). Ведь надо было где-то встречаться, а со временем и рекламировать себя.

Когда «хозяйкой» павильона стала Катя Мцитуридзе и руководимое ею предприятие «Роскино», работа в павильоне приобрела не только систему, но и некоторую гламурность. Стали печататься программы, люди планировали и готовили презентации своих проектов,  старались привлечь на них «нужных людей» (в хорошем профессиональном смысле этого многозначного понятия).

В нынешнем году центром программы был юбилей предшественника нынешнего «Роскино» Всесоюзного объединения «Совэкспортфильм», который в советское время был монополистом экспорта и импорта наших фильмов. Как удалось доказать, что родословная организации восходит к Луначарскому, остаётся только гадать (хотя, как историк, я знаю, что так оно и есть), но торжественный ужин (не в павильоне, конечно, а в соседней престижной «Агоре»), безусловно удался – на несколько мгновений там появлялись и первые лица фестивалей, и организаций – коллег «Роскино».

И всё же главное происходило в павильоне. Согласно официальному отчёту, в этом году Российский Павильон представил насыщенную программу, состоящую из 15 мероприятий. Свои проекты в Павильоне презентовали: Рубен Атоян, Сергей Дворцевой, Тимофей Жалнин, Елена Кипер, Иван Лопатин, Дмитрий Мамулия, Наталья Мокрицкая, Сергей Пикалов, Андрей Прошкин, Константин Фам, Альфия Чеботарева и многие другие.

Для зарубежных гостей – специалистов в области советского, а теперь российского кино – наибольший интерес представляла презентация «В фокусе – новое российское кино». В свете последних событий особую актуальность приобретала «Битва за Севастополь» (реж. Сергей Мокрицкий). Степень готовности проекта завсегдатая Канн Сергея Дворцевого «Мой маленький» рассматривалась как своеобразный анонс программы следующего 68-го Каннского кинофестиваля. «Рудольф Нуреев. Мятежный демон» (реж. Татьяна Малова) фигурировал и в прошлогодней программе. «Орлеан» (реж. Андрей Прошкин) и «Архипелаг» (реж. Татьяна Воронецкая) возбуждали интерес к текущим проектам с элементами скандала и сенсации.

Не могу не сказать о пресс-конференция организаторов 36-го Московского международного кинофестиваля, в которой принимал непосредственное участие. Как и обычно, в последние годы мы решили приоткрыть завесу конкурсной программыа На презентации были объявлены 10 из 15 фильмов основного конкурса, в том числе картина «Да и да» Валерии Гай Германики, а также многосторонняя копродукция «Бети и Амар», шокирующий японский фильм «Мой мужчина», голландский «Репортёр» Тайса Глоггера и ряд других заметных кинопроизведений. Также был объявлен председатель жюри 36-го ММКФ – известный российский режиссёр и сценарист Глеб Панфилов.

По традиции особый интерес вызвали проекты ко-продукций. Среди них выделялась картина «Собаки. Страсть. Смерть» известного режиссёра Дмитрия Мамулия, а также международные проекты компании «Глась Филмс», среди представителей которой был знаменитый актёр Эдриан Броди.

Особый интерес вызвала пресс-конференции по фильму «Последний» («SONUNCU») Сергея Пикалова, участника основного конкурса короткометражных фильмов 67-го Каннского кинофестиваля, правда, представленного Азербайджаном В пресс-конференции приняли участие продюсеры компании Buta Films Мария Иванова и Насиб Пириев.

Предвидимой сенсацией стала презентация проекта «Прицел купидона» студии MOFILM, представленного экс-участницами группы «Тату» Юлей Волковой и Леной Катиной, а также режиссёром Еленой Кипер.

Круглый стол на тему «Цифровизация аудиовизуальной индустии: пираты, стартапы и перспективы» собрал действительно лидеров мировой киноиндустрии, в том числе Бенуа Жинисти (Генеральный директор Международной Федерации продюсерских ассоциаций), Криса Марсича (Президент MPA Motion Picture Association (Европа, Ближний Восток, Африка), а от России Сергея Семёнова (Вице-президент Гильдии продюсеров России) и продюсера Сергея Сельянова. Последний участвовал и в событии, которое, на мой взгляд, стало главным в работе павильона этого года – дне памяти Алексея Балабанова, скончавшегося год назад ровно в тот же день, в разгар фестиваля. В пресс-конференции, посвященной главному отечественному режиссёру 90-х и 2000-х, приняли участие также вдова режиссёра и художник большинства его фильмов Надежда Васильева, глава компании «Интерсинема» Раиса Фомина, директор по связям с общественностью ММКФ Пётр Шепотинник, кинокритик, автор монографии «Балабанов» кинокритик Мария Кувшинова. В рамках конференции показали отрывки из документального фильма Петра Шепотинника «Балабанов на войне», посвящённого съёмкам фильма «Война». В редких кадрах из картины, которую лишь раз показывали по российскому телевидению, Балабанов рассказывает о съёмках в Ханкале, опыте общения с ваххабитами и своём отношении к войне.

Этот экскурс в практику высвятил основной вопрос рекламно-пропагандистской деятельности вообще и работы «Роскино», в частности – вопрос о её эффективности, измеряемой не только гламуром и даже не только объёмами заключенных контрактов, но и в первую очередь качеством и резонансом самих произведений.


Кирилл Разлогов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Неизвестные записи Эмиля Гилельса
Коротко
«Времени машины» на холостом ходу
Пять минут для Миры
В гостях, но как дома
Новости-синема
Безнадежный эксперимент


««« »»»