МЕТАМОРФОЗЫ 007

Во все хит-парады мира ворвалась песня “Золотой зрачок” (в исполнении бабушки рок-н-ролла Тины Тернер) из одноименного кинофильма

Джеймс Бонд, агент 007 с правом на убийство – персонаж поистине легендарный. Его творец, английский писатель Иэн Флеминг, журналист и по всей вероятности разведчик, многие годы живший в СССР и уклонявшийся, как утверждают очевидцы, от военной службы в годы второй мировой войны, придумал Бонда в своем доме под названием “Золотой зрачок” (позаимствованном у знаменитого романа “Отражения в золотом зрачке”, прямо по Фрейду рассказывавшем историю офицера-гомосексуалиста) в 1952 году.

Посвященные новому герою романы первоначально не были бестселлерами. Их больше прославило пристрастие к творчеству Флеминга Джона Кеннеди. Но уже на страницах книг о нем, опять же по Фрейду, бабник и супермен Джеймс Бонд бросал вызов окружающим и был обречен на победу, как бы компенсируя все неудачи своего создателя в военно-разведывательном деле. Романы были топорны, но по-своему пародийно-ироничны.

Именно эту иронию спустя десятилетие – в 1962 году – взяли на вооружение создатели экранной “бондианы”, и главный из них – бессменный продюсер Альберт Брокколи. И сегодня, когда очередная, хотя в каком-то роде исключительная серия этого знаменитого цикла – “Золотой зрачок” (для знатоков “бондианы” само название, конечно же, отсылает к тому самому легендарному дому, а оттуда к офицеру-гомосексуалисту и т.д.) – выходит на наши экраны, зрителю не следует воспринимать все,что он увидит, всерьез. Иначе отечественная публика, на дай Бог, обидится, как обижалась советская критика в застойные годы, усматривая почти без оснований в каждом опусе “антикоммунистическую пропаганду”.

На самом деле, антисоветизм, присущий романам Флеминга, в фильмах смягчался и чаще заменялся некоей “третьей силой”, вроде знаменитого Голдфингера из одноименного фильма, по сей день остающегося абсолютным шедевром жанра, или Эрнста Ставро Блофилда, вновь и вновь возрождающегося из пепла, подобно профессору Мориарти у Конан-Дойля.

Фильмы о Джеймсе Бонде – забавная игра в заданных обстоятельствах с типизированными злодеями, доброй и злой героиней (я чуть было не сказал – феей), условными персонажами-масками (как правило, комическими) и боевыми и эротическими аттракционами, превращающими каждый фильм в непрерывный каскад трюков. “Бондиана” – предтеча и дитя постмодернизма, балет на трафаретах массового триллера. Относительная ценность каждого фильма в изобретательности, в трюке как таковом, в умении придать новое дыхание давно известным стереотипам.

В печально памятные годы перестройки на наши экраны был выпущен фильм с символическим названием “Никогда не говори никогда”, где первый исполнитель роли Бонда великий Шон Коннери после длительного перерыва (когда агента 007 играли другие) вернулся к своему герою – зрелому, постаревшему, слегка усталому и даже разочарованному (хотя и не разочаровывающему).

“Золотой зрачок” тоже появляется после длительного перерыва – продюсеры никак не могли “отбить” у фирмы МГМ право использовать имя Бонда и соответствующую символику. Но агент 007 здесь помолодел – его впервые играет Пирс Броснан, напоминающий Коннери в “Докторе Но” или “Из России с любовью”.

Добрая сексуальная фея здесь по сюжету русская, а злая – грузинка. Злодей – бывший агент ЦРУ, но зато казак с армянской фамилией (его тоже играет звезда – Шон Бин). Второй злодей – мятежный русский генерал, убивающий положительного нашего министра обороны (что тоже нарушает стереотипы отечественной печати). А вот англичан призвано шокировать неожиданное превращение шефа разведки (и соответственно Бонда) из флегматичного сэра в ироничную леди.

Одним словом, коктейль еще тот. Остается только выяснить, как на него среагирует зритель, и не только наш, а мировой. Нынешняя молодежь если и видела “бондиану”, то скорее по телевизору или на видео. Для нее это – папино кино, предание, в которое верится с трудом. Удастся ли Пирсу Броснану и его коллегам оживить легенду, помочь Бонду обрести новое дыхание? Не знаю. Смотрите сами в “Золотой зрачок”…

Кирилл РАЗЛОГОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

В ГРУППЕ “КОМБИНАЦИЯ” ПРОИЗОШЛИ НЕКОТОРЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СОСТАВА
ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ
“ЧИЖ и Ко”: ОРНИТОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
КАКИЕ ЛЮДИ В “НОЧНОМ МЕТРОПОЛЕ”!
ЛЮБОВЬ ВОЗВЕДИ В АБСОЛЮТ
БИБИКИНГИАДА “ЛИГИ БЛЮЗА”
ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО СЫНА
И ПОШТО Я НЕ ЕВРЕЙ?
О ПОКЛОННИКАХ СТИНГА СТАЛО ВСЕ ЯСНО
ХИТ-ПАРАДЫ РАДИОСТАНЦИЙ
PEPSI ПРЕДСТАВЛЯЕТ “ПОКОЛЕНИЕ-95”
КАПИТАН КУРЕХИН – ЯПОНИЯ, АМЕРИКА, РОССИЯ


««« »»»