“ЧИЖ и Ко”: ОРНИТОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

(прим.: орнитология – наука о птицах)

В минувший уик-энд в Москву из Питера “чижи” прилетали. Видать, скоро весна. Два концерта программы “Эрогенная зона”, сыгранных в ДК имени Горбунова, прошли “на ура”. Я сам там был, как говорят, “мед, пиво пил” и по усам у меня текло, и в рот попало. Да и атмосфера самого действа тому способствовала. Почти три часа добротной музыки со сцены, непрекращающееся движение в партере, публика, свисающая с балконов или сидящая на полу в проходах между рядами и поющая любимые песни.

Конечно, о Чиже и его компании надо говорить, и говорить серьезно, но сначала, думаю, необходимо дать возможность высказаться ему. Для этого в моем багаже давно еще было припасено интервью, которое Сергей ЧИГРАКОВ (ЧИЖ) дал мне по осени прошлого года. Тот разговор с ним, если честно, приподнял целый пласт доселе не известного, по крайней мере, мне отечественного рока и заставил основательно переворошить имеющиеся архивы.

– Ты характеризуешь “Чиж и Ко” как ритм-н-блюз. Кого бы в таком случае ты назвал прародителями твоей музыки?

– “Битлз”, “Роллинг Стоунз”, “Ти Рекс”, “Лед Зеппелин”, Джона Ли Хукера, Джимми Хендрикса.

– Это из западных музыкантов. А у нас?

– А что у нас кто-то делал ритм-н-блюз, кроме Майка? (Майк Науменко, “Зоопарк” – К.С.)

– Есть ли в твоем творчестве какие-то рамки, которыми ты себя ограничиваешь? Другими словами, есть ли такое музыкальное направление, в котором, как тебе кажется, ты можешь себя выразить полноценно, и потому отвергаешь все остальное?

– Никаких рамок.

– Тем не менее не могу сказать, что те твои вещи, которые я слышал, уж очень-то разнообразны.

– Ну почему? Взять, например, альбом “Перекресток” – там есть песня “Мне не хватает свободы”. Так это фанк чистый.

– Но кстати, песня, очень непохожая на все остальное. Она ведь старая?

– Да. Она посвящена Саше Чернецкому (“Разные люди”. – К.С.), а возникла она на “Перекрестке” только потому, что захотелось ее заново хорошо записать.

– Как часто сейчас вы играете вещи, написанные давно?

– Дело в том, что уже два года, как я работаю в новом амплуа, являюсь фронтмэном группы и мне просто интересно теперь записать что-то из старого так, как я это вижу, чтобы можно было сравнить, лучше это стало или хуже.

– Если можно, поподробнее о твоем творческом пути…

– В этом году двадцать лет исполняется, как я играю рок-н-ролл.

– Сколько же тебе лет?

– Тридцать четыре. Очень много в моей жизни было групп. Из таких, которые оставили след, – это “ГПД” в Дзержинске, “Разные люди”. Параллельно было много работы в других коллективах: то бас-гитаристом, то барабанщиком…

– А хронологически как это выглядит?

– В 1973 году я первый раз в жизни вышел на люди с гитарой. Причем не в подъезде, а настоящие зрители были. Пел и играл песню “Синий лес” Александра Градского.

– На акустической гитаре?

– Нет. Электрическая гитара, бэнд был. А с 75-го года меня начали брать во всякие коллективы, но в пределах округи – Горький, Дзержинск… Еще – было дело – в семнадцатилетнем возрасте года три, наверное, я играл по ресторанам. А в позапрошлом году, на Пасху я в Питер переехал. Переехал и начал сольно работать.

– Но я слышал одну акустическую запись в твоем исполнении, датированную 1990-м годом. Что это могло быть?

– Какая-нибудь кухонная зарисовка, квартирник. Я квартирники все время играл. Но в Питере эта культура как-то исчезла.

– Почему же?

– Не знаю, сдулись все. Последний раз в Питере я играл квартирник осенью 1994 года для митьков. Очень хороший был концерт: столик мне поставили, водочки, стаканчик.

– Для тебя это особая атмосфера?

– Да, конечно. Ты, гитара и больше никого. Не спрячешься, не деться никуда. Что умеешь, то и расскажешь.

– И как тебя воспринимали на квартирниках?

– Дело в том, что квартирник такая штука: люди знают, на кого идут. Поэтому нормально воспринимали. И людей собиралось достаточно.

– Тебе нравится выступать в маленьких клубах, где собираются только те, кто тебя знают, или в больших залах, куда могут попасть и случайные люди?

– Мне вообще нравится выступать.

– Я наблюдал за некоторыми выступлениями и могу заметить, что вы, “чижи”, себя достаточно скромно, сдержанно ведете на сцене, стараетесь не отвлекаться что ли…

– Да не то чтобы не отвлекаться. Просто я не умею танцевать. Уж лучше, по-моему, стоять спокойно, чем что-то пытаться корчить, а люди в зале будут обоссываться от смеха.

– У меня не раз возникало ощущение при прослушивании твоих записей, особенно акустических, что вот такую музыку мог бы играть Башлачев, доживи он до сегодняшнего дня. Относишься ли ты к Башлачеву как к духовному тезке?

– Башлачева я помню как поэта, но не как музыканта.

– А в ваших песнях о поэзии говорить неуместно?

– У нас нет поэзии.

– Именно поэтому часто присутствуют нерифмованные окончания?

– Ты думаешь, я не могу зарифмовать? Просто неохота. В таких случаях мне кажется, что лучше не рифмовать, потому что если зарифмуешь, то потеряется картинка, цвета поблекнут.

– А что касается матерщины в твоих песнях?

– У меня есть друг, Полковник (Алексей Хрынов. – К.С.). Так он говорит: “Я матом не ругаюсь. Я матом разговариваю”. Иногда бывают такие ситуации, когда по-другому нельзя.

– Но если речь идет о мате в контексте МУЗЫКИ, то стоит ли и здесь его употреблять?

– Почему бы и нет. Я пою на том языке, на котором меня понимают.

– Скажи, при сегодняшней популярности группы ставит ли “Чиж и Ко” себя в качестве флага над толпой?

– Боже сохрани!

– Но это же свойственно рок-культуре, нет?

– Это свойственно музыкальным критикам.

– Но не привлекательно ли вам слышать, когда те же критики пишут, что “Чиж и Ко” – это символ, “будущее советского рока”?

– Меня раздражают такие вещи. Меня от них тошнит.

– Обрисуй в двух словах альбом “О любви”.

– Это своеобразная дань памяти. На нем собраны песни, которые в разное время помогали мне выжить. Песни Алексея Хрынова, Вадика Демидова из “Хронопа”, Игоря Гонкевича, покойного, Сережи Кочерги и Саши Кубышкина из группы “Тихий уголок”, в которой я когда-то тоже работал… А еще старинный хит “Атаман” (“Вот пуля просвистела”), с которым неясная ситуация, так как одни говорят, что это украинская народная песня, а Свинья (Андрей Свин Панов, “Автоудовлетворители”. – К.С.) говорит, что он ее написал.

– Как скоро теперь выйдет работа именно с вашим новым материалом?

– Не знаю. Как карта ляжет… Как звезды встанут… Хотелось бы побыстрее, но… Не знаю…

Константин САВОСЬКИН.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

В ГРУППЕ “КОМБИНАЦИЯ” ПРОИЗОШЛИ НЕКОТОРЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СОСТАВА
ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ
КАКИЕ ЛЮДИ В “НОЧНОМ МЕТРОПОЛЕ”!
ЛЮБОВЬ ВОЗВЕДИ В АБСОЛЮТ
БИБИКИНГИАДА “ЛИГИ БЛЮЗА”
ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО СЫНА
И ПОШТО Я НЕ ЕВРЕЙ?
О ПОКЛОННИКАХ СТИНГА СТАЛО ВСЕ ЯСНО
ХИТ-ПАРАДЫ РАДИОСТАНЦИЙ
PEPSI ПРЕДСТАВЛЯЕТ “ПОКОЛЕНИЕ-95”
МЕТАМОРФОЗЫ 007
КАПИТАН КУРЕХИН – ЯПОНИЯ, АМЕРИКА, РОССИЯ


««« »»»