«Лимонки» двадцатилетней выдержки

Обложка книги Додолева «Неистовый Лимонов»

Обложка книги Евгения Додолева «Неистовый Лимонов»

Алексей КОЛОБРОДОВ о новой книге Евгения Додолева, или сансара Эдуарда. «Лимониана» в год 70-летнего юбилея Эдуарда Вениаминовича обогатилась еще одним томом – книжкой Евгения Додолева «Неистовый Лимонов. Большой поход на Кремль» (М., Алгоритм, 2013 г.).

Когда титул столь густ внушительными эпитетами – поневоле насторожишься. А тут еще невесть откуда взявшийся на обложке «кремлевский диггер». Два Кремля на одну картонку А5 – звучат перебором: а не разводят ли читателя? Тем паче, что в аннотации ряд эпитетов растет и крепнет: «легендарный», «скандальный», «мировое имя».

Там же заявлена амбиция вполне серьезная: «Как появилось название партии и газеты «Лимонка», какую роль Лимонов играл в теневом кабинете Жириновского, и как вообще скандальный писатель стал не менее скандальным деятелем политической арены – обо всем этом детально рассказывает журналистское расследование Е.Додолева».

Виктор Топоров по другому, но аналогичному поводу советовал применять против издателей Закон о защите прав потребителей. Поскольку в книге нет никакого журналистского расследования и даже его деталей; о партии, «Лимонке» и теневом кабинете ВВЖ – в котором никто никакой роли не играл – рассказывает сам Лимонов (и не в интервью, а в заново распубликованных «лимонках в…»). Никак не постулируется граница между писателем и политиком, ибо таковой не существует…

Что же есть? Есть громкий заголовок и сам уважаемый автор, его сумбурные и штрихпунктирные заметки на полях лимоновской публицистики, выходившей в додолевском еженедельнике «Новый взгляд» в 1993 – 1995 гг. Собственно, она и составляет основной корпус книжки о «неистовом».

Для Эдуарда Лимонова это было время окончательного возвращения в Россию и разочарования в иерархах лево-патриотической оппозиции. Он покидает «красно-коричневую» массовку, на этот же период приходится основание НБП и газеты «Лимонка». (И развод с Наталией Медведевой; Лимонов никогда не видел границы не только между литературой и политикой, но и не разделял публичного с приватным).

Да-да, кой-какая концептуальная основа у Евг. Додолева наличествует (или натягивается задним числом): Лимонов в «Новом Взгляде» и около того. Лимоновское окружение: Ярослав Могутин, та же Медведева, совсем немного Александра Дугина.

Ценность «нововзглядовских» перепубликаций тоже весьма условна: многие «лимонки» того периода сам Эдуард воспроизвел в популярнейшей «Анатомии героя», интервью с Лимоновым и Медведевой в гораздо более полном и респектабельном виде собрал Ярослав Могутин в изданном «Лимбус-Прессом» в 2001 г. сборнике «30 интервью»; а в последующие годы вопрос уникальности просто потерял смысл: всё «нововзглядовское» наследие ЭВЛ легко находится на фанатских сайтах и в ЖЖ.

Но главный вопрос будет не издателям, но автору: для чего эта халтурная компиляция понадобилась матерому журналисту и менеджеру СМИ Евгению Додолеву с его-то «взглядовским» бэкграундом и колумбовыми открытиями на ниве отечественной журналистики, взять хотя бы придуманную им идиому «четвертая власть»?

Прислониться каким-то боком к Лимонову, стремительно уходящему в легенду? Но, во-первых, исторически оно так и случилось, а, во-вторых, зачем это Додолеву, и без того «человеку очень известному», если рассуждать в лимоновских ревнивых категориях? Тем более, в начальных же строках он оговаривается: «На самом деле я не могу называться автором. Даже «как бы автором» не могу».

Надо полагать, интерес тут не биографический, а библиографический. Додолев печет книги, как блины, он явно очарован их растущим поголовьем; Лимонов? давай и его сюда… До кучи – чисто даже и субстанциональном смысле: книжка получилась мусорной и неряшливой не по содержанию, а на полиграфическом уровне. Редактуры, естественно, не было (в авторских врезках подчас непонятно, где кончается Додолев и начинается Могутин); корректор если и ночевал, то, согласно русской поговорке, валенки оставил: кошмарные немотивированные пробелы в середине слов, переносы на пустом месте, непонятки со шрифтами. Похоже, просто набрали файлов из разных архивов, слили в одну папку, а потом – в книжку, не проверяя и не квалифицируя.

(Перечисляю, понимая всю бессмысленность претензий нынешним издательским практикам).

Что еще? Да, собственно, всё. Но пишу я, запоздало оговариваясь, не рецензию: книжка Додолева – очередной повод для некоторых заметок о Лимонове.

На самом деле, появление таких «мусорных», с нарочитой ориентацией на pulp fiction, компиляторских изданий, утверждает открывшееся величие персонажа не в меньшей степени, чем международный бестселлер Эммануэля Каррера «Лимонов». Речь тут не о массовом читателе («Неистовый Лимонов» имеет даже по нынешним временам скромный тираж в две с половиной тысячи). Скорее, об открывшемся мейнстриме. Первоначальное ощущение, которое возникает при чтении и Каррера, и Додолева: ну что еще нового можно добавить к сказанному Лимоновым о самом себе? Но следом приходит понимание: «лимониана» зажила по собственным законам, близким маяковской формуле «долгую жизнь товарища Ленина надо писать и описывать заново» (кстати, в «Неистовом» есть редкая «Лимонка в Ленина»). Когда нет необходимости отделять мух от котлет; каждый новый кирпичик сгодится для возводящегося во времени памятника… К тому же Додолев, может, и неосознанно, своей книжкой начал сегментирование лимоновской биографии. Легко представляется, как вслед за «Лимоновым в «Новом Взгляде», появятся «Лимонов на балканских войнах», «Петербург Лимонова», «Лимонов: жены, подруги, девушки». И потенциальных авторов не будет смущать, что сам Эдуард уже давно сделал это.

И, пожалуй, главный момент: «Неистовый Лимонов» – книга, уж не знаю, насколько и кому нужная, но уж точно своевременная.

Для прогрессивной общественности «болотной» ориентации биография Лимонова выглядит примерно так: роман «Это я, Эдичка», затем – у особо продвинутых – стихи и харьковская трилогия (книги тут нередко заменяет фильм А.Велединского «Русское»). Дальше и сразу – Москва, Триумфальная, Стратегия-31. И вот – невесть с какого бодуна – колонки в «провластных» габреляновских «Известиях», старческое брюзжание, желчь, слюна, несправедливое обличительство либеральных вождей.

В этом наборе нет места Балканам и Приднестровью, Белому дому-93, Алтаю и тюрьмам, большинству его книг… Многолетней лимоновской политической журналистике и даже самой ныне запрещенной НБП.

Подобным восприятием биографии «Деда» (разбавленным снисходительной иронией) и мотивированы некоторые нашумевшие в последнее время высказывания в его адрес. Недоумевающие поклонники – Олег Кашин и самопровозглашенный «болотный» секс-символ Маша Баронова, обороняющийся Дмитрий Быков; своеобразный итог групповым претензиям подвел журналист и замечательный поэт Иван Давыдов в своем ЖЖ (пост «Анатомия Героя»).

Вот краткое и произвольное переложение мессиджей:

…Мы верили вам так, товарищ Эдик, как, может быть, не верили себе, а вы вон чего…

***

…Лимонов, страдающий вождистским комплексом, завидует людям, выводившим зимой 2011/12 на улицы протестные массы в невероятном прежде объеме, и потому в уничтожении успешных конкурентов готов солидаризоваться хоть с чертом, хоть с Кремлем…

***

…Ну да, Эдуард Вениаминович, мы (они) действительно обосрались, но зачем еще и мордой тыкать, давайте лучше как-нибудь обтекать вместе…

***

…Лимонов не принимает политику, в которой все мирно и весело, воздушные шарики, креативные лозунги, хмельная эйфория от наличия такого количества «своего народа»; Лимонову подавай кровь, жертвы, застенки, в которые он отправляет юных адептов-фанатиков. «Дедушка старый, ему все равно»…

***

Ну и привычное: Лимонов никакой не политик, а поэт и художник; политика для него пространство художественного жеста, актуального перформанса. Рискованного и жестокого.

Наверное, во всем этом немало справедливого, во всяком случае в отношении некоего «пациента Лимонова», которого диагносты сами себе и выдумали. Наверное, пациент имеет какое-то отношение к оригиналу. Другое дело: вся ситуация, которую пытаются анализировать именитые блогеры, она «вообще не про это».

Прежде всего, оппозиция писателя/политика изначально ложная и надуманная. Она, мало того, что чисто российская, еще и советского происхождения: из трудовых книжек и штатных расписаний. Когда «все они получали деньги как писатели». Глупо напоминать, что Ильич полагал себя «литератором», Иосиф Сталин в юности сочинял стихи, а в зрелости сделался квалифицированным, хотя и тенденциозным литературным критиком и культуртрегером… Свернем тему.

А разобраться с «болотными» претензиями к Лимонову в смысле концептуальном и, похоже, окончательном, поможет как раз книжка Евг. Додолева. Напомню, в период сотрудничества Эдуарда с «Новым Взглядом» он постулировал раскол тогдашней мощной лево-патриотической оппозиции: КПРФ Зюганова и ЛДПР Жириновского после октября 93-го прошли в Госдуму (избиратели вынуждены были проголосовать за умеренных, поскольку радикалов на выборы не допустили). Дальнейшее мы знаем: унылый парламентаризм, маргинализация радикалов. Протестная волна начала 90-х рассеялась и схлынула, 96-й год подбил бабки и детерминировал всё последующее.

Всё это Лимонов констатирует и пророчит в тогдашней публицистике, составляющей скелет и мясо книги Додолева – не жалея темперамента, эмоций и злобных ярлыков для экс-единомышленников. Из этих ярких текстов совершенно очевидно сегодня, что это Лимонов остался прежним, а его оппоненты двинулись – не во власть, а к власти – пихаясь круглыми задами и крутыми боками в коричневых бюрократических пиджаках… Он не против политики в доступных ее формах, но не приемлет ренегатства и предательства.

Сам Бог велел спроецировать тогдашнюю ситуацию и лимоновскую позицию на события 2011-2012 гг. Колесо вперед, колесо назад…

Но самое интересное даже не это. Персонажи (точнее, получатели) «лимонок» периода «Нового Взгляда», очухавшись от воздействия взрывной волны, иногда рисковали отвечать гранатометчику.

В «Неистовом Лимонове» Додолев публикует «Ответ бывшему члену моего теневого кабинета Эдуарду Лимонову». Автор, естественно, Владимир Жириновский, даты не указано, надо полагать – конец 1993-го.

«(…) В своих многочисленных публикациях, по стилю ярких и образных, Эдуард воспевает войну, схватку, поэтизирует трагедию, тогда как правда этих малых войн очень далека от поэзии. Мне не нравились его призывы к вооруженной борьбе против правительства, что входит в прямое противоречие с законодательством»… И т. д.; вообще если положить рядом эту очень недурно написанную ответку Жириновского и распечатанный ЖЖ-пост Ивана Давыдова, они зазвучат в унисон – как долгое эхо друг друга… С неизбежной поправкой на время и статус авторов.

Владимир Вольфович намекает на мотивированность наезда в собственный адрес: «Я не в обиде на редакцию. Я все понимаю. Впереди выборы, и соответствующие редакции уже получили соответствующие задания». Снова рифма к габреляновским «Известиям» и обвинениям в «продажности»: правда, былой Жириновский на фоне теперешних сетевых обличителей куда аккуратнее в выражениях…

Двадцать лет – один ответ, как пел Майк Науменко в одном из лучших своих хитов.

ОТ РЕДАКЦИИ. Полностью рецензия главного редактора журнала «Общественное мнение», соратника Захара Прилепина, лауреат журналистской премии имени Артёма Боровика Алексея КОЛОБРОДОВА на книгу «Неистовый Лимонов. Большой поход на Кремль» опубликована на сайте «Свободная пресса» 29 июня 2013 года.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

«Мы – Миллеры»: Семейный уик-энд
ФБ-Взгляд
Синема
От фильма «АССА» до Болотной – сплошной Цой
Настоящий полковник Сергей Гармаш


««« »»»