За талант приходится платить

Рубрики: [Интервью]  [Книги]  

«Никас Великолепный» – так называется новая сенсационная книга известного писателя и кинорежиссера Александра Стефановича о художнике Никасе Сафронове. Наш корреспондент встретился с ее автором.

– Как возник замысел вашей книги?

Никаса Сафронова я знаю давно и всегда заслушивался его рассказами о путешествиях в экзотические страны или невероятными историями о закулисной жизни мировых знаменитостей, чьи портреты он написал. Никас не только замечательный художник, но наблюдательный человек и хороший рассказчик. А у меня оставалось много вопросов. Какие женщины ему нравятся? Сколько миллионов он заработал? О чем он беседует с королями, президентами и мировыми звездами, когда остается с ними наедине? Является ли он «проектом КГБ – ФСБ», как утверждают некоторые завистливые его коллеги? Как его предавали друзья и возлюбленные? Сколько раз он умирал? Как рождаются невероятные фантазии, запечатленные на его холстах? И вообще, хотелось спросить – кто вы, мистер Сафронов?

– Вы получили ответы на все эти вопросы?

– Несколько месяцев подряд – в автомобиле, в ресторане, в его мастерской, днем, вечером, ночью – я слушал и записывал удивительные истории из его жизни, и получился довольно увесистый том, опубликованный издательством «Рипол Классик». Некоторые его рассказы просто невероятны. Например, история, как он случайно пронес в кабинет президента Лукашенко заряженный пистолет, хоть и газовый. Или – как после аварии самолета над джунглями попал в плен к племени людоедов. Или – как умопомрачительная блондинка-мошенница уговорила его перевести миллион долларов в фиктивный американский банк. Очень впечатлили меня его описания личных апартаментов президента Ельцина или история, как Никас, оказавшийся на одном приеме с Владимиром Путиным и Джорджем Бушем, попросил сделать снимок на память об этой встрече проходившего мимо темнокожего американца. Им оказался государственный секретарь США Колин Пауэл. Тот сделал эту историческую фотку с помощью «мыльницы».

– Что еще произвело на вас впечатление?

– Никас был достаточно откровенен. Он рассказывал и о своих любовных романах, и о своих эротических встречах, и о тайнах своей профессии.

– Например?

– Я люблю живопись Сафронова. И меня всегда восхищала его невероятная фантазия. Оказывается, он пытается раскрепостить свое сознание, работая до 4-5 часов утра, когда все нормальные люди спят. В эти предутренние часы мозг находится в «пограничном» состоянии между сном и реальностью. А Сафронов стоит у холста, старается уловить и запечатлеть ускользающие сюжеты и образы.

– Вас привлекают только его фантазии?

– Меня привлекает то, что Сафронов большой мастер реалистической живописи, который прошел школу иконописи, учился на работах великих европейских и отечественных художников. Что его отличает от тех, которые никогда не сумеют нарисовать карандашиком на бумажке домик, человечка и солнышко, но имеют наглость выдавать за искусство свои «инсталяции» и «перформансы». Помните сказку «Новый наряд короля»? Это про них.

– А как же Малевич? А как же «Черный квадрат»? Вы что, отрицаете современное искусство?

– Искусство Никаса Сафронова и есть самое современное. Он наследник традиций великих мастеров: Брейгеля, Босха, Сальвадора Дали, современность которого никем не ставится под сомнение. Что же касается Малевича… Все эти его «Черные квадраты», «Красные квадраты» – обыкновенный плагиат. Задолго до его «откровений», еще в 1882 году художник Пол Билхорд полностью замазал черной краской холст и выставил его под названием «Ночная драка негров в подвале». А французский художник Альфонс Алле в 1884 выставил полностью красный квадрат, назвав его «Сбор красных помидоров на берегу Красного моря». Это был чистый стёб. Билхорд не относился к этому серьезно. Когда он, потешаясь над дураками, выставил замазанный черной краской холст, юному Казику Малевичу было четыре годика, и он еще вряд ли умел держать в руках кисточку, чтобы нарисовать собственный квадратик. Но, спустя 33 года, авторство первого «Черного квадрата» слегка подзабылось, и можно было выдать чужую идею за собственное открытие. И не как шутку, а как «концепт». Благо Россия – страна провинциальная и от Франции далекая. Кстати, этой истории даже Никас не знал, я ему рассказал про «проказы» Малевича на страницах этой книги.

– А были какие-то истории из жизни Сафронова, которые «остались за кадром»?

– Конечно. Некоторыми побочными сюжетами пришлось пожертвовать. Вот, к примеру, пригласили Сафронова на программу «Гордон-Кихот» и начали допрашивать: «Никас, в 2006 году в газете «Труд» вы заявили, что ваши работы куплены Эрмитажем, а его директор Пиотровский на запрос Первого канала дал отрицательный ответ. Как вы можете это прокомментировать?». Впоследствии оказалось, что запрос касался картин, а Эрмитаж действительно купил у Сафронова четыре работы – расписанные им две тарелки и два так называемых «бисквита», две фарфоровые статуэтки: девушка-кошка и мужчина с головой лошади. Понятно, что бездари и неудачники завидуют Никасу и стараются его дискредитировать. Или совсем недавно знаменитый аукционный дом Sotheby’s продал картину Сафронова в стиле DreamVision. Картина ушла за 64 тысячи фунтов. Вот бы порадоваться за успех русского художника. Но наши отечественные «консультанты», оказывается, отговаривали Sotheby’s иметь дело с Никасом. К счастью, англичане не обратили внимания на эти тявканья и представили Сафронова как самого знаменитого художника современной России. Та что, за успех и за талант приходится дорого платить. Конечно, такие сюжеты можно было бы эффектно обыграть, но книжка, все-таки, о другом. Я хотел рассказать о психологии его творчества.


Олеся Матвеева

Студентка Московского авиационного института (кафедра «Связи с общественностью и массовые коммуникации»). Так как моя будущая профессия предполагает общение с людьми, я поставила себе цель – проверить и развить свои коммуникативные навыки. И, чтобы попробовать себя «в деле», я выбрала интервью.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Реакция пока неизвестна
Сорокалетний юбилей AC/DC
Клинт Иствуд снимет байопик
Самая влиятельная рок-группа
Закрыл тему возрождения
Снимется у Сталлоне
«Экспериментальный» фильм
Русалочек будет две
Вернется к бейсболу
Робби Уильямс снова один
Миноуг вернется на экран
Разоблачительные заявления
В роли главного злодея
Доэрти грозит тюрьма
Сядет в режиссерское кресло
Принудили заплатить уборщицам
Научная фантастика от Фостер
Бывшая жена лучше
Справиться с одиночеством
Ривз и его хокку
Новый «Горец» – как старый
Против сокращения
Хочет стать австралийцем
Авантюрная комедия «Гамбит»
Синдром медиа-диссидентства
Влюбляемся в мечту, а замуж выходим…


««« »»»