Когда из-за набухавшегося в дупелину киномеханика теплохода “Феликс Дзержинский” в первый день фестиваля “Созвездие” был сорван показ конкурсных фильмов, провинившийся произнес фразу, ставшую крылатой на борту теплохода: “Сами развалили кинематограф, а теперь всех собак на меня вешать будете.” Это я к тому, что все-таки лелею слабую надежду: Гильдия актеров кино России – организатор “Созвездия” – сумеет очевидный факт просадки нынешнего фестиваля по сравнению с прошлогодним объяснить более серьезными причинами, нежели происки разных щелкоперов вроде меня, желающих изговнять большое и славное дело.
Ах, как нас увещевали не выносить сор из избы! Один маститый оратор, поблескивая очами (или очками), изрек: “Я вообще не знаю такого жанра журналистики – критика фестивалей. Будто недоработки организаторов – главное. Пишите о кино!”
С нашим удовольствием, уважаемый! Только ни к чему лукавить, ведь не кино было на “Созвездии” именинником.
Получилась классная тусовка. Заслуженные и народные, желавшие оттянуться, имели возможность пить не просыхая, танцевать до упаду, спонсоры могли потрясти мошной и продемонстрировать широту натуры, покупая шампанское за сто штук и суля “пол-лимона” победителю конкурса на лучший анекдот (к слову, приз фестиваля за лучшую мужскую роль составлял меньшую сумму) – короче, каждый расслаблялся, как умел и как позволяла фантазия. Только не надо, не надо! Не спешите делать из меня брюзжащего ханжу, завидующего чужому празднику жизни. Я и сам от шампанского не отказывался, когда предлагали, и в конкурсе анекдота не участвовал лишь потому, что рассказывать смешно не умею. Дело-то не в этом. Конечно, артисты, занятые на съемках и в театре, заслужили право собраться одной компанией и заниматься, чем заблагорассудится. Только при чем здесь фестиваль? Не ради того его созывали, чтобы попить и пожрать. И даже не ради встреч актеров со зрителями в Твери, Кимрах и Торжке. Для этих целей существуют презентации, концерты, гастроли и тэ дэ.
“Созвездие” должно было назвать лучших актеров минувшего года. Отборочная комиссия из 60 картин оставила для конкурса двадцать четыре. Сформировали авторитетное жюри. Требовалось одно: смотреть кино. Но вот с этим на фестивале и была засада.
Угрохав 24, кажется, миллиона рублей только на фрахт теплохода, организаторы не удосужились заблаговременно проверить, можно ли на его борту крутить фильмы. Может, я действительно придираюсь к мелочам, но мне трудно умно рассуждать о тенденциях развития отечественного кино после того, как вместе с главным жюри я посмотрел двенадцать конкурсных картин в практически не приспособленном для этого зале. Благо некоторые работы успел увидеть еще в Москве. А ведь жюри поблажек не имело. (Впрочем, в цейтноте – запой киномеханика, не забыли? – позволяло себе дать слабинку, останавливая просмотр “Чувствительного милиционера” и “Детей чугунных богов” после получаса демонстрации. В результате практически все номинанты из этих фильмов пролетели мимо кассы).
Я так и не добился внятного ответа, почему четыре фильма не были показаны вовсе и в итоге выпали из конкурсной программы. В буквальном смысле слова за бортом фестиваля оказались явные претенденты на главные награды “Созвездия”: Олег Борисов (“Луна-парк”), Татьяна Васильева и Нина Усатова (“Увидеть Париж и умереть”), Боб Хоскинс (“Ближний круг”). Увенчанные лаврами Элгуджа Бурдули (“Солнце неспящих”) и Ирина Розанова (“Анкор, еще анкор!”) заслужили наград. Но не сомневаюсь, что победа и для них была бы более весомой, достанься призы в борьбе с достойными соперниками. А так… Планка оказалась заниженной.
Я не большой дока в астрономии, но знаю: если в созведии вдруг гаснут самые яркие звезды, то, что осталось, называют как угодно, но не прежним именем. Или я ошибаюсь?
Андрей ВАНДЕНКО.