DAVID BOWIE / HEATHEN (2002)
Не так давно мне позвонил один московский тусовщик и коллекционер, некто Юрий Бахчиев, и сходу выпалил:
– Старик! Ты еще пишешь обзоры для газеты? У меня есть новый диск Боуи (а он покупает только фирменные альбомы), тебе он понравится.
Мы встретились, я взял диск, и вот что я на нем услышал.
Дэвид Боуи, Мистер Вечная Молодость, Человек-Эксперимент, подтверждает эти эпитеты, данные мною ему. Он умудряется оставаться самобытным и в то же время удивительно современным. Со времен известного ужастика «Голод» он стремится к бессмертию тела и души – это тема, пронизывающая все его коллажное творчество. Он – как хамелеон, который, удачно приспосабливаясь, всегда находит свое место в мире и четко улавливает тенденции музыкального развития. При этом умудряется выглядеть вдвое моложе своих лет.
Очередной диск Боуи – Heathen («Язычник») – вышел почему-то на фирме Columbia (в течение своей более чем тридцатилетней карьеры он бы верен Virgin). Продюсером пластинки снова стал Тони Висконти, создавший с Боуи его лучшие работы – Low, Heroes и Scary Monsters.
Альбом Heathen нельзя назвать каким-то новым направлением. Это, скорее, возврат к собственному наследию и звукам прошлого, но при этом мастерство и непринужденность, с которой он сделан, оставляют ощущение легкости, доброжелательности и глубокого удовлетворения.
Его можно отнести к сложному, но очень любимому мною прог-року кримсон-джапэновского направления (ну, любит он сотрудничать с Брайаном Ино и его гвардией). Диск несравнимо сильнее предыдущего Hours и по музыке, и по составу участвующих музыкантов. Одни только имена Тони Левина и Дэвида Торна способны привести в трепет сердце любого продвинутого меломана (попутно замечу, что гитарное появление Пита Тауншенда в качестве приглашенного музыканта ничем не выделяется, а просто дополняет замысловатую структуру альбома).
Боуи – мастер неожиданных и завораживающих своей красотой гармонических сопоставлений, которыми вы сможете насладиться, включив первый же трек альбома под названием Sunday (у музыканта просто страсть какая-то к различным дням недели, на Hours были «Дети Четверга», здесь «Воскресенье»). В этой написанной в ми миноре композиции он использует шестую минорную, «шубертовскую» ступень, создавая романтически-обреченное, мятущееся настроение. Следующая очень зацепившая меня композиция, Slip Away, укутанная одеялом эмбиентных холов, своим звучанием и масштабными образами способна состязаться с великими композициями флойдовского Dark Side. В альбоме есть и более мрачные моменты, но Боуи берет зловещую I’ve Been Waiting for You Нила Янга и неуловимо жестокую, бросающую в дрожь Cactus группы Pixies и превращает их в приятные, сентиментальные вещи, что, в общем, тоже неплохо. В конце концов, в этом и заключается ключ к «Язычнику» – скрытое ощущение счастья, спрятанное не в текстах, а в том, как создавалась эта музыка, детище в равной степени как Боуи, так и Висконти – идеальных партнеров в творчестве.
Гоша АВЕТИСОВ.