“Мумий Тролль – “Меамуры” (2002)
Вот раньше были телезарисовки. Как бы вместо рекламы. Рекламы на телевидении не было, а между передачами показывали телезарисовки – спокойные пейзажи под ненавязчивую музыку. Березки-рябинки, водные просторы, реже – городские виды. Еще когда-то была ГДР. Социалистическая часть разделенной после войны Германии. Для жителей СССР нелепое прилагательное «гэдээровский» означало высокую степень качества, достойный восхищения эталон, чего бы оно ни касалось: производства детских конструкторов или эстрадных шоу. Все знали, что цветомузыка в «Фридрихштадт-паласе» такая, что даже Пугачевой не снилась. Недостижимой вершиной казалась гэдээровская поп-музыка с ее нарочито пластмассовыми, синтетическими звуками: считалось, что «совкам» подобный стиль освоить не под силу.
Новый «Мумий Тролль» – гэдээровская телезарисовка.
Гэдээровская – потому что «Меамуры» пахнут синтетическими восьмидесятыми. Дутые куртки, штаны-бананы, химические завивки и кукольные звуки музыки. Если раньше приторный голос Ильи Лагутенко придавал рок-героизму «МТ» самоироничные черты, то нынче на фоне ставших милыми, тихими, нежными инструментов «мумий»-вокал выглядит едва ли не брутальным. Ну и функции эталона с «троллей» никто не снимал. По идее юные музыканты, послушав «Меамуры», должны снести в металлолом бас-гитары, обзавестись синтезаторами и взяться сочинять розовую попсу. Вряд ли у многих получится сделать альбом столь ненавязчивый, что две трети треков редакторы центрального телевидения не торгуясь взяли бы на озвучание телезарисовок. Только без вокала. Петь в зарисовках не принято.
Ну а если без сложных ассоциаций, то придется сказать, что некоторые новинки «Мумий Тролля» чертовски хороши. Прежде всего это «Стекла». В наше время нечасто появляются песни, чью шедевральную сущность можно определить по одной музыкальной фразе. Сослуживцы рецензента уже не вздрагивают, когда последний в 120-й раз за день нараспев произносит: «А стекла поменяем», – но смысл этих слов от них до начала тяжелой ротации ускользает. Тем приятнее будет знакомство, к тому же вступление «Стекол», чем-то перекликающееся с недолюбленной «Webgirl» Земфиры, приятно до невозможности. Есть еще раскрученные «Это по любви» и «Обещания», а также «Недопонимающая», рождающая целый ворох смелых мечтаний о возвратившейся эпохе диско вообще и почему-то Белинде Карлайл на пляже в частности.
Остальные песни тоже по-своему хороши – хотя бы улыбчиво-сиропными звуками клавиш, – но для совершенства чего-то не хватает. «В рейс» радует темой, похожей на музыку из тиражей «Спортлото», но удивляет невнятным мотивом запева. «На удачу» отсылает к песням времен «Икры» – пусть внимают соскучившиеся. «Глубже» пугает откровенностью: «Уже не больно, и ты довольна, уже получше/Тебе не больно, и ты довольна, а мне б поглубже». О чем это он? Неужели о том, что все подумали? Быстрые «Доброе утро, планета» и «Морская капуста» смотрятся чужаками на ленивом фоне «Меамуров», а на фоне «Владивостока 2000» оказываются не такими уж и быстрыми. Тем не менее у «Планеты» мило вступление (жаль, оно короткое), а «Капуста» берет туповатым, но решительным гитарным запилом. «Знакомым столичным» вновь теребит труп гэдээровской эстрады, но текст с мелодией, на мой вкус, Лагутенко не очень удались. Наконец, «Плюс 28» – просто песня об отдыхе на курорте. Возможно, даже безо всякого подтекста, что для «Мумий Тролля» – новаторство несомненное.
Алексей МАЖАЕВ.