МАРТИН ШАККУМ: ВЫХОД ЕСТЬ! ЕГО НЕ МОЖЕТ НЕ БЫТЬ

– В канун Нового года принято подводить политические, экономические и социальные итоги жизни страны. Каковы, на ваш взгляд, главные итоги 1997 года?

– Главный итог уходящего года в том, что нет хороших итогов. По всем основным параметрам российской государственности и экономики мы ухудшили свои показатели.

С точки зрения внешней политики, мы уступили натиску НАТО, и оно продвигается на Восток. Нарастают центробежные тенденции в самом СНГ. Этот год впервые показал, что Россия уже не доминирует в СНГ, в нем появились иные центры и силы. Мы определили свои границы с рядом государств, такими, как Украина и Литва, чем открыли им дорогу к вступлению в НАТО.

Наши миротворческие подвиги в урегулировании противостояния США с Ираком сильно преувеличены.

В докладе Директора ФБР США констатировано, что коррупция в высших эшелонах государственной власти России угрожает национальной безопасности США, и мы вновь стали главным вероятным стратегическим противником США. Попытки разыграть антиамериканскую карту с Германией, Францией, Италией не дали каких-либо значительных экономических результатов. Проведенные в конце года встречи “без галстуков” не дали надежд на реализацию каких-либо совместных крупномасштабных проектов, за исключением проектов в сырьевой области. Приходится признать, что в мировой табели о рангах мы оттесняемся на позицию аутсайдера – страны, которая занимается исключительно экспортом сырьевых ресурсов и импортирует потребительские товары. Таким образом, структура нашей экономики еще более приблизилась к колониальной.

– Однако официальная пропаганда пытается уверить россиян, что в экономике дела не так уж плохи, во всяком случае, не хуже, чем в предыдущие годы.

– Экономические показатели тоже не утешительны. За этот год наши внутренние долги увеличились более чем в полтора раза. Российскую экономику душит петля долговой экономики. Реальный бюджет в этом году стал меньше еще на 30 процентов. Продолжается спад производства.

Действующая власть все более откровенно показывает, что она не выражает интересы большинства граждан и совсем не собирается решать острейшие социальные и экономические проблемы. Нынешняя власть теряет последние признаки общенационального государственного института. Она практически сбросила с себя всякую ответственность за положение дел в стране и, по сути, стала лишь инструментом в борьбе за финансовые и сырьевые ресурсы между отдельными финансово-промышленными группировками. Как заявил Чубайс, 1997 год можно считать годом приватизации правительства, правда, пока еще ни одна из группировок не завладела контрольным пакетом.

Впрочем, как показывают итоги 1997 года, если не контрольный, то блокирующий “пакет акций” на управление российскими властями явно находится в руках “иностранного инвестора”. Всем здравомыслящим людям в России совершенно ясно, что наша страна, наша власть находятся под сильнейшим влиянием Запада в лице международных организаций типа МВФ или Мирового банка. Эти организации не стесняются самым откровенным образом вмешиваться во внутренние дела России. А наши руководители, в свою очередь, не стесняются получать и неукоснительно выполнять директивы из-за рубежа, оформляя их в виде указов президента. Не будет большим преувеличением сказать, что, по существу, Россией сегодня управляет марионеточное правительство. Стоит ли удивляться после этого ухудшению всех жизненно важных социально-экономических показателей?

– Любимой темой рассуждений наших руководителей является тезис об объективности всех испытываемых сложностей, о том, что у России нет иного, более безболезненного пути. Вы согласны с этим тезисом?

– Я полностью не согласен с подобной самооправдательной позицией. В течение всего уходящего года правительство не смогло реализовать ни одного действия, которое реально улучшило бы ситуацию в стране.

– Мартин Люцианович, а какие шаги предприняли бы вы, если бы выиграли президентские выборы в 1996 году?

– Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мне не придется что-либо придумывать. Участвуя в предвыборной борьбе в ходе президентской компании 1996 года, я подготовил и опубликовал два проекта Указов президента: “О защите прав и свобод граждан от коррупции и произвола властей” и “О наведении государственного порядка в сфере экономики”.

Для выполнения первой задачи прежде всего следовало бы провести чистку государственного аппарата управления от чиновников, запятнавших себя коррупцией и связями с преступной средой. Полагаю, что необходимо было сократить численность государственного аппарата минимум на 40 процентов. Следующей важнейшей задачей было установление строгой системы экономической, административной и уголовной ответственности государственных служащих всех рангов за выполнение должностных обязанностей. В этот же период нужно было создать систему судебной власти, полностью не зависимую от президента Российской Федерации и исполнительной власти всех уровней.

– Каковы были ваши основные экономические идеи?

– Основные мероприятия по наведению экономического порядка можно перечислить по пунктам:

– установление надежной системы контроля над денежными потоками и укрепление банковской системы страны путем ее реорганизации и создания специализированных инвестиционных банков;

– защита денежных вкладов граждан, обеспечение дополнительного привлечения сбережений населения на выгодных для него условиях;

– реструктуризация внутреннего государственного долга и его поэтапное сокращение;

– предотвращение незаконного вывоза валютных и иных ценностей за рубеж;

– взыскание недоимок в федеральный бюджет с применением жестких экономических санкций и передачи перечня злостных неплательщиков налогов в органы прокуратуры;

– эффективное использование государственной собственности, включая казенные предприятия и собственность за рубежом;

– разработка и реализация программ реформы оплаты труда, социальной защиты пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми, обеспечения занятости;

– реализация федеральной программы по оздоровлению и подъему отечественной промышленности (с мерами по введению жесткого финансового контроля над предприятиями, получающими дотации из бюджета, и предприятиями, в капиталах которых участвует государство);

– введение государственной монополии на экспорт стратегических видов сырья и вооружения, а также на импорт алкогольной продукции.

– Один из самых острых вопросов – принятие государственного бюджета – продолжает будоражить все общество. Насколько реален предполагаемый бюджет на следующий год?

– На мой взгляд, бюджетная политика совершенно по-иному должна была строиться и в 1996, и в 1997 году. Составление и принятие так называемых “реальных бюджетов”, когда под реальностью понимается стремление снять с себя всякую ответственность за пополнение государственной казны, – это политика тупика. Для меня Россия – это не абстракция, не поле для рискованных экономических экспериментов, а реальная (действительно реальная) страна, в которой проживают живые, а не нарисованные на бумаге люди. Страна эта требует совершенно определенных государственных расходов, не зависящих от способностей правительства. Есть граница – и ее нужно охранять, есть дети – их нужно учить, есть пенсионеры – им нужно платить пенсию. Причем делать это необходимо независимо от того, какими экономическими теориями руководствуются стоящие у власти реформаторы и чьи “письма издалека” они принимают как руководство к действию. Потому стране необходим не так называемый “реальный”, а совершенно конкретный, минимально потребный бюджет, который, по нашим расчетам, раз в пять превышает предложенный действующим правительством проект на 1998 год. Однако правительство, четко выдерживая собственный курс на снятие с себя любой ответственности за жизнь страны, не собирается менять ни проект бюджета, ни собственную экономическую политику.

– Так что же наступивший год нам готовит?

– Я думаю, что это будет год, в котором понимание нашими гражданами тупиковости выбранного пути реформ достигнет определенного апогея.

1998 будет годом, когда Россия будет распродавать остатки того, что у нее есть: последние нефтяные компании, системы жизнеобеспечения. Но даже этих денег может не хватить для выплаты зарплаты бюджетникам. Вполне возможно, что углубляющийся кризис разрушит порочную финансовую систему и будет выбран принципиально иной экономический курс. Чем скорее произойдет обвал пирамидального финансового рынка, тем скорее начнется оздоровление экономики. Конечно, такой обвал – серьезное испытание и для экономики страны, и для ее граждан. Но если следствием обвала станет пересмотр экономической политики государства, у нас появится шанс выйти из тупика.

– Значит, выход все-таки есть?

– Для того, чтобы появился выход, следует объединить усилия всем, кто беспокоится о судьбе страны. Что же касается принципиально нового экономического курса, то в Фонде “Реформа” заканчивается работа над “Комплексной экономической программой возрождения российской экономики”, которая будет опубликована в первой половине 1998 года.

Беседовала А.ГЕОРГИЕВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Алкоголь
СЛАВНЫЕ СТРАНИЦЫ И ЧЕРНЫЕ ПЕРИОДЫ
СИНДИ, ИТОГ
ЗВЕЗДЫ ЛЮБЯТ ВУДИ АЛЛЕНА
СОЛО ДЛЯ КОРОЛЕВЫ СО СВИТОЙ
SPICE GIRLS СЫГРАЛИ САМИХ СЕБЯ
ЯНВАРСКИЕ НОВОСТИ
СКОНЧАЛАСЬ ЛИЛИАН ДИСНЕЙ
ПАРИЖ ГОТОВИТСЯ К КИНОФЕСТИВАЛЮ
ШОН КОННЕРИ СНИМЕТСЯ В ДРАМЕ


««« »»»