УКРАИНСКОЕ

Сейчас Москва переживает моду на украинское. В музыке во всяком случае.

Я-то этому обстоятельству чрезвычайно рада, потому что украинский язык знаю с детства и прекрасно понимаю до сих пор. Так случилось в моей жизни: когда энное количество лет назад папу (а он был офицером) перевели служить в Харьков, пришлось в средней школе, кроме родного русского и иностранного английского, учить еще и украинский (язык и литературу), начиная со второго класса, а затем и в университете заниматься им как одним из предметов на русском отделении филфака. Жили ведь на Украине (простите, так и не могу произнести “в Украине”, как сейчас пытаются привить как будто бы правильное употребление предлога) и не знать языка страны, в которой живешь, было как-то не принято.

Но, по правде говоря, никто тогда в Харькове (а он от Москвы всего на расстоянии ночи, если ехать поездом), на украинском языке не разговаривал (смею думать, и сейчас такая же картина), разве что некоторые жители из пригородных деревень, украинцы по национальности. И то – язык этот был далек от литературного, в нем было перемешано много всего. А вот говорок особый, харьковский, который так любит иногда демонстрировать Людмила Марковна Гурченко, остается в людях надолго. Как своеобразная визитная карточка. Запомнилось же мне то, как бережно относились к своему предмету и прививали любовь нам, молодежи, к языку Тараса Шевченко и Леси Украинки преподаватели украинского языка в школе и в университете. И это уважение к культуре другого народа осталось в сердце навсегда. Хотя – какой другой народ? Мы настолько близки и по корням, и по духу, что говорить о нашей разности и непохожести как-то даже неудобно.

Да… Вот поэтому, наверное, Белокаменная после всех перепитий с перестройками, разводами, отделениями, приобретением самостийности и вхождением в новый строй с таким удовольствием открывает для себя сейчас украинскую песню. На российском рынке уже окончательно утвердились такие киевские группы, как “Табула раса”, “Танок на майдане Конго”, “Грин грей”… У этих групп есть несомненно свои трудности произрастания на российской почве (как, впрочем, и российских музыкантов на ближнезарубежном плацдарме), но общая тенденция сближения культур двух славянских народов, выросших из одной, Киевской Руси, имеет место быть. И это не может не вызывать положительных эмоций.

Взять хотя бы уже известную и зарекомендовавшую себя с хорошей стороны украинскую группу “Вопли Видоплясова” и ее создателя-лидера Олега Скрипку. Олег, российский житель, выросший под Мурманском, в Киев попал случайно: тогда еще не певец, а инженер-электронщик, он работал на украинскую “оборонку”. А заметили “ВВ” впервые именно на московском фестивале, где они пели вместе с “Аквариумом”, “ДДТ” и “Агатой Кристи”.

– Собравшие эту “солянку”, наверное, были гениями, – вспоминает певец то время. – Все выступавшие вышли в люди.

Что же касается языка, на котором исполнялись песни, то О.С. говорит так:

Мы собирали аншлаги и ставили на россиянах эксперимент – одни и те же песни исполняли то на “мове”, то на русском. Уверяю, публике больше нравился украинский вариант. К тому же, на мове удобнее петь – в украинских словах больше гласных, чем в русских, они легче льются. У мовы более мягкие формы. Для меня, как поэта-песенника, она удобнее русского, хоть я и коренной россиянин”.

Удобнее, чем на русском, петь по-украински, показалось, наверное, и российской группе “Премьер-Министр”. Я имею в виду новую песню под названием “Украинская”, которая недавно появилась в репертуаре этого коллектива. Дима и Пит, Жан и Слава – эдакие четыре парубка (двое, как вы, наверное, помните, явно не славянского происхождения) поют на украинском языке. Не знаю, в чем дело, но слов песни с первого раза разобрать абсолютно невозможно (это при том, что, как сказано выше, язык я знаю), хорошо понятен только припев:

Слiд у серцi,

Слiд в моему серцi…

Вот эти три слова только и зафиксировались в памяти, а интересно бы и другие узнать… Такое отвратительное качество записи, или какие-то другие технические несовершенства, или плохая дикция исполнителей не позволили, к сожалению, услышать и понять весь текст песни – а жаль. Вдруг там какие-то удивительные поэтические открытия присутствуют или необыкновенные художественные находки спрятались? Да и просто, для общего развития. Увы…

И еще. В клипе ребята сидят и проявляют фотографии, снятые, видимо, в каком-то путешествии, и вспоминают, вспоминают, вспоминают… Перед их глазами встают образы украинских девушек, с которыми им посчастливилось познакомиться и провести некоторое время. В национальных костюмах (в расшитых национальным орнаментом блузках, с венками из цветов и лент на головах) девушки с удовольствием позировали ребятам перед фотообъективом. Только вот почему украинки (две из четырех) в клипе светловолосые, не совсем понятно. Не нашлось, что ли, темненьких моделей и актрисулек? Допускаю, что и украинки попадаются блондинистые, но типичный цвет волос для южных народностей все-таки темный (вспомним молдаванок Софию Ротару и Надежду Чепрагу, украинок Лолиту Милявскую и Наташу Королеву, в смысле Порывай). Это закон природы. На Севере, где снег и скудное солнце, как правило, люди светловолосые, бледнолицые, а на юге, где солнца много, там, соответственно, пигмент окрашивает людей сильней и ярче. При избыточном же солнечном освещении (на экваторе, например) мы наблюдаем и вовсе – кого? Правильно, негроидную расу.

Так что, ребята, если уж беретесь за создание клипа с этнографическим уклоном, то стремитесь к точности выражения, правильности того, что изображаете, и соблюдению правил игры.

Вы ведь, наверное, на этом клипе не остановитесь. То завели “Восточную”, теперь вот в вашем репертуаре – “Украинская”. Интересно, следующая песня – какой национальности будет?

Наталья МАКСИМОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Уикэнд
Уважаемые “Муз. правдисты”! Многоуважаемый генеральный секретарь вашей газеты А.Вулых!
Скандалы
ШАРИК НА РЕЗИНКЕ
ГИР СТОЛКНУЛСЯ С НЕПРИЯТНОСТЯМИ
СОДЕРБЕРГ ЧТО-ТО ЗАДУМАЛ
ЕЩЕ ОДНА РЫЖАЯ ПОДРУЖКА
КОВАРНАЯ ПЕНЕЛОПА КРУС
МИЛЫЕ БРАНЯТСЯ…
СЛАДКИЙ ПЛЕН ЕКАТЕРИНЫ УФИМЦЕВОЙ
БРЭД СНОВА СУДИТСЯ
КАНИКУЛЫ ПРИДУРКОВ
ФИНЧЕР ВСПОМИНАЕТ
Коротко
СЫН, ВДОХНОВЛЕННЫЙ ОТЦОМ
КЭМЕРОН УВЛЕКСЯ


««« »»»