Статский цирюльник

Борису Борисовичу Гребенщикову посвящается…

Статский цирюльник

Пристрастные заметки о фильме “Статский советник”

Преамбула. Речь пойдет о зиме 1890\1891 года, когда реальная историческая личность – московский генерал-губернатор Долгоруков уходил в отставку, а В.Кн. Сергий Александрович принимал данный пост.

1. Начало фильма. Поезд едет из Петербурга в Москву (в районе Клина, как явствует из разговоров). Судя по всему, это спецтрасса, т.к. Николаевская ж\д никогда не была одноколейкой.

2. У жандармского ротмистра (блондинчика) на шее красуется Станислав 2-й степени с мечами. И это при том, что войны (не считая Туркестана) не было уже 12 лет!

3. Хабенский одет в парадный мундир с шитьем 6-го разряда МВД (половинное шитье на воротнике и обшлагах), на голове – парадная треуголка. Как статскому советнику, Фандорину было положено шитье по 5-му разряду – т.е. полное шитье на воротнике и обшлагах. Для поездов и вообще перемещений существовала т.н. “дорожная” форма – сюртук и шапка\фуражка. Кстати, к этому моменту шитые мундиры ниже 5-го класса были уже отменены. Да и воротник высоковат не по моде – должен быть высотою в 1 вершок, т.е. 4,45 см.

4. Хабенский удирает от поезда по одноколейке на дрезине. Откуда появилась дрезина – совершенно непонятно. Более того, непонятно, куда пропал поезд. Практически, по старому анекдоту:

– Почему не встретились?

– Не судьба.

5. Пальто (именуемые обычно шинелями) офицеры в фильме предпочитают носить, отогнув борта – по-советски. За такие вещи можно было пострадать… Вплоть до увольнения со службы без мундира. Вспомнилось: “Уволить капитана N в отставку без мундира, ибо замечено, что оный его тяготит”.

6. У жандармского полковника (Бондарчук) на барашковой шапке-драгунке накрест нашит галун, полагавшийся лишь генералам, и при этом нет серебряного шнура по верху шапки. Мутант.

7. Про совершенно непонятные награды у большинства персонажей – типа какого-то псевдо-японского ордена у Фандорина я просто умолчу, поскольку невозможно разбирать это всякий раз. Кстати, Акунин «награждает» Фандорина орденом Хризантемы – при том, что этим японским орденом награждались лишь Высочайшие особы и главы государств.

8. Лакей в доме генерал-губернатора задает Фандорину вопросы и вообще общается крайне запанибратски. В реальности таких персонажей не было – даже если слуги и пользовались доверием хозяина и имели на него определенное влияние – они соблюдали субординацию ВСЕГДА.

9. Собрание “бригадиров филерских бригад” просто и от души порадовало. Кого только нет – и дворник, и бордель-маман… Фигня это все. Показанные в фильме персонажи являлись, как правило, полицейскими осведомителями, но никак не филерами.

10. В жандармском управлении просто картинная галерея какая-то. Или наоборот?… Бред.

11. У жандармского полковника (Бондарчука) – Владимир 3-й степени с мечами. Опять же – откуда??? Подполковником он мог этот орден получить, но в то, что за 12 лет вырос лишь на один чин – извините, не верю!!!

12. Да, сразу скажу – со старой орфографией опять сугубые нелады по всему фильму – с твердыми знаками туда-сюда, а вот яти и i – это уже проблема.

13. Лексика героев, мягко говоря, не катит. И даже не гипотенуза. Все эти “сцапаете” и прочее режут слух безбожно…

14. Квартира приват-доцента с телефоном. Ладно, допустим. Но наличие телефонов образца начала века – это тоска совершеннейшая.

15. Вообще, на мой взгляд, авторы несколько идеализируют ситуацию с телефонией в Москве – телефонов было далеко не так много (на конец 1890 года – чуть меньше 2000 номеров), тем паче они не стояли на заброшенных складах и в заброшенных усадьбах.

16. Фраза Грина\Хабенского “связь держим по телефону” звучит просто по-идиотски, т.к. телефонистки спокойно могли слышать весь разговор и, как следствие, сообщать о противоправных действиях группы.

17. Другая крайность авторов – судя по всему, все дворники в Москве задействованы на филерских работах. Город не чистят вообще. Бред полный – читайте Гиляровского, к примеру.

18. О городе – крайне мало народу на улицах. А время-то Рождественское. Что творилось в городе в это время – читайте, к примеру Ивана Шмелева “Лето господне”.

19. Бондарчук орет на арестанта, избивает его… Это применимо к полковнику российской милиции, но не к полковнику Корпуса Жандармов в царствование Александра III. Заметим, что его никто не пытается успокоить\оттащить – что также невозможно. Бред.

20. “Вы, господин статский советник, дочистоплюйничаетесь”, – говорит герой Бондарчука. Нереально. Первое – обращение ТОЛЬКО “Ваше высокородие”. Второе – полковник – ниже чином и подобное хамское обращение – полный бред.

21. С гражданской одеждой беда. Меньшиков таскает современную рубашку, не опуская воротник и думает, что это похоже на правду. Несколько персонажей носят бекеши, которые появились лишь в годы Первой мировой войны и папахи a la Чапаев. Бред.

22. У сисястой девушки Спивак в руках оказывается пистолет. Система уже неважна, т.к. в начале 90-х пистолетов такого вида просто не было. Шенбергер, Крнк и иные модели начала 90-х были более похожи по форме и размерам на револьверы. То, что держит в руках Эсфирь – не ранее 95-го года. Та же фигня с пистолетом на пружине у Пожарского. “Он мне уже не раз жизнь спас”. Бред.

23. Фраза Эсфири: “Сам же сказал – адрес можно найти в любой адресной книге”. Т.е., иными словами, у Фандорина в Москве собственный дом? Я не читал книгу, потому ставлю этот момент под вопрос.

24. Наличие пустого склада в Москве, не проверяемого никем, убило напрочь. При этом на склад подается электричество и есть телефон. Отвал башки полный.

25. Грин\Хабенский говорит: “Могли бы позвонить…” Угу. На мобильный. Не иначе. Откуда?????

26. “Взятка нужна. Минимум 120 000 рублей”. Мдя. Люди хотя бы представляют, что это за сумма? Кого они подкупать собрались? Генерал-губернатора? Председателя Совета Министров??? Это где-то 1\3000 всех золотовалютных запасов России на тот момент. В переводе на нынешний язык, около $47 млн.

27. Пожарский пожимает руки полной ладонью – сам. Непозволительное запанибратство. До обморока у окружающих. Пару пальцев протянуть для пожатия – подчиненный нагибается градусов эдак на 45 и пожимает – полной ладонью – пальцы начальника. Не поклониться – прослыть опасным свободолюбцем. А протянуть два пальца в ответ – так, практически, революционером.

28. Очень порадовала сцена, когда Пожарский\Михалков порнушку показывает “А вот это 10-летняя девочка… Ей 14 лет!!! Ну да, ну да, 14 лет – самое то для революционера…”

Самое веселое – то, что Пожарский\Михалков говорит о новой технике “тайной съемки”. Прикольно. “Новый, 5-мегапiксельный аппаратъ!!! Всего лишь 55 фунтовъ въсомъ!!! Потайная магнiевая вспышка!!!” Полнейший бред и фигня.

29. “Я буду куклой в руках партийных вождей” – какие партии в 1890-м??? Союз борьбы, эсдеки – это все 94-95 годы. “Освобождение труда”? Плеханов сидел в Женеве, переводил Маркса и не вякал… Фигня опять.

30. Пожарский угрожает Зейдлицу арестантскими ротами. Зейдлиц уходит в полном шоке. Есть от чего. Арестантских рот не существует на тот момент. Не иначе как Пожарский их сформирует специально для Зейдлица.

31. “Связь по телефону – номер я вам дам”. Опять двадцать пять. Облагодетельствованных телефоном в 1890\91 в Москве было в пределах двух тысяч – и все номера были в Адресной книге г. Москвы. Так что “давать” ничего не надо. И крайне странно звучат пятизначные номера телефонов.

32. К вопросу о телефонах – звонки почему-то прерывистые. Т.е. уже появились автоматические коммутаторы? Ню-ню. В этом плане в “Гибели империи” все показано абсолютно правильно.

33. Наличие телефона в борделе (я понимаю, Михалков к этому привык). И моментальная междугородняя связь (и к этому тоже). И качество связи (не надо орать в трубку). И модели телефонов (нач. XX века). Полный бред.

34. В борделе кутит рядовой гусар в синем доломане с 6 желтыми шнурами. Вероятно, кутит он уже 10 лет, так как гусарские полки в 1881 были переформированы в драгунские и получили довольно невзрачную форму. У гвардейских гусар были доломаны красные с желтыми (золотыми у офицеров) шнурами – в Лейб-гвардии Гусарском полку либо оливковые с белыми (серебряными) шнурами – в Лейб-гвардии Гродненском гусарском полку.

35. Фандорин и Пожарский сидят в кабинете, не снимая кашне. Ну, во-первых, это моветон предельнейший. Во-вторых – кашне войдет в моду лет так через пять. Я понимаю, законодатели мод и все такое…

36. Да, с прическами в фильме тоже беда… Ну ничегошеньки похожего…

37. У Бондарчука в кабинете висит карта Москвы. Все здорово, вот только Брянская ж\д (ныне Киевская) появилась лет эдак на семь позже.

38. По поводу “дамы вольны в выборе платья” – на светские рауты\обеды\ужины присылались приглашения, где была указана “форма одежды” – как для мужчин, так и для женщин. Дамы могли прийти лишь в обществе супруга – исключение составляли вдовы, которых сопровождали ближайшие родственницы. Дресс-код был обязателен, и при нарушении его человек получал от ворот поворот и рисковал тем, что он не будет более приглашен в приличные дома. Барышня в подобном… хммм… одеянии (фасона конца XX века) просто не была бы пропущена на раут.

39. Фраза Фандорина – “Если хочешь, можешь пойти со мной” – убила напрочь. Со своей любовницей появиться на светском рауте – это скандал и вылет со службы. Моментально. Не глядя на чины и заслуги.

40. То, где сидит на рауте Долгоруцкий\Табаков – тоже вызывает удивление. В случае посиделок у генерал-губернатора свитский генерал (как минимум – генерал-лейтенант), да еще и в почтенном возрасте мог сидеть лишь на одном из трех мест – во главе стола (если он старший по званию и по производству), справа от хозяина в начале стола (если хозяин – Великий князь), слева от хозяина в начале стола (если присутствует кто-либо старше по званию и\или производству). Фандорин по-любому не мог сидеть от него через одного человека.

41. Карета Государственного казначейства “перевозит что ни день – то тыщ по триста”. Бурная фантазия. Во-первых, куда и откуда перевозятся деньги в Москве? Во-вторых, откуда ежедневно берутся такие суммы? Не надо путать с инкассаторскими машинами современности, ага…

42. Наганы у всех революционеров. С откидными барабанами у некоторых… Образец 1910 года. Ню-ню…

43. Фраза по телефону “Мне Глеб Егорыча” заставила вздрогнуть… Неужто???… А ты, Жеглов, изменился…

44. Прием у генерал-губернатора. Фраза “Я пересажу генерал-губернатора” убила напрочь. Нереально. Жуткий скандал, ссора и проч. Бред.

45. Почему карету Госказначейства охраняют жандармы? Для этих целей использовались наряды от армейских частей (в Москве) и от Гвардии – в СПб и Варшаве.

46. На карете почему-то знак почтового (даже не почтово-телеграфного) ведомства. Тогда как должны быть просто государственные гербы.

47. Внутри кареты вообще никого нет – ну никакой охраны. Фигня полная. И бронированную карету открывают одним выстрелом из еще не существующего нагана…

48. То, что на плечах у Долгоруцкого – заслуживает вообще отдельного разговора. При золотом генерал-адъютантском шитье (генерал-лейтенант и выше) у него на эполетах две звезды (генерал-майор) и отсутствует вензель Императора. Бред. К прочему, Владимир Андреевич Долгоруков был генералом от кавалерии (аж с 1867 года) и кавалером Андрея Первозванного (с 1874) – так что лента должна быть голубая, а никак не красная Александровская (одевавшаяся поверх мундира лишь в орденский праздник и при цепи Св. Андрея – если кавалер не был награжден более высокой наградой).

49. Про колодку у Долгоруцкого я просто умолчу – тут и Красный орел, и Почетный легион… Винегрет, одним словом. И ничто не мешало ведь заглянуть в Правила ношения орденов и медалей…

50. Жандармский офицер врывается на губернаторский прием в шинели. Бред полный. Он должен был скинуть и шинель, и шапку-драгунку лакеям внизу и наверх бежать уже в мундире. И не один – а в сопровождении офицера дежурства. Архиважность события не оправдывает нарушения этикета.

51. Цилиндр Фандорину, похоже, прибили к голове. Кроме одного-единственного случая, в форме он не появляется, предпочитая статский костюм, да еще и предназначенный для вечерних раутов. Цилиндр утром надевали, лишь возвращаясь домой.

52. С обращениями тоже бардак – Фандорина называют “высокоблагородием”, тогда как он – уже “высокородие”. Формально могли назвать и “превосходительством” – лесть с “повышением” на один чин приветствовалась.

53. У Бурчинского\Бондарчука в один из моментов на груди появляется знак Академии Генерального Штаба. Генштабист – в Отдельном Корпусе Жандармов??? Ню-ню…

54. Пожарский заходит в баню (по-моему, это были Сандуны) в шубе. И ее не снимает, парится, бедный. Я понимаю, голый Михалков – это еще более неприятное зрелище, чем Михалков одетый, но до бреда-то зачем доходить???

55. Разночинцы, в верхней одежде и головных уборах врывающиеся в баню – это тоже бред.

56. Хабенский стреляет в воздух в женском отделении, а бабы – вместо того, чтобы с визгом разбежаться либо – как минимум – хлопнуться в обморок – начинают его лупить мочалками. Веселуха.

57. Про прыжки Фандорина a la Нео я скромно умолчу.

58. А теперь – объяснение посвящения. Пожарский\Михалков заговорщицким шепотом говорит – “Создан чрезвычайный штаб по борьбе с БГ”, “Кажется, я нашел БГ”. Светлый образ Бориса Борисовича поминутно вставал перед моими глазами.

59. Да, кстати, на складе явно видны банковские пачки денег. Идиотизм в том, что, судя по размерам, там 3-рублевые купюры – не иначе. “Катеньки” (100-рублевки) появились лишь в 1898 году – это так, к сведению. А тащили революционеры два мешка – тяжелых, заметим. При том, что наиболее крупной купюрой была, если память мне не изменяет, десятка – для получения искомых 120000 нужно лишь 120 пачек, т.е. где-то пол-мешка.

60. Жандармы умудряются связать и избить революционерку Иглу за пару минут. Феерично.

61. Раз уж речь зашла о “блинах у Долгоруцкого”. Тут вообще все весело. В 1891 году Прощеное приходилось на 3 (15) марта. А снегу – как на Крещение. А дальше – еще веселей. Великий Князь Сергий Александрович (по фильму – Симеон) был назначен генерал-губернатором 26 февраля (10 марта) 1891 года. Нестыковка по времени, однако.

62. О типажах генерал-губернатора и Великого Князя я просто промолчу. Что, нельзя было найти портретов\фотографий??? Долгоруков был лысоват и бакенбард не носил. Кстати, в отставку он вышел отнюдь не из-за интриг, а просто потому, что возраст уже был – 80 лет. Тяжеловато ему было… Кстати, именно в его честь была названа Долгоруковская улица (около ст. м. “Новослободская”) – при жизни, заметим. Великий Князь Сергий Александрович был худощав и носил бородку. Стриженовский блондинисто-голубоватый типчик на Великого князя никак не тянет.

63. У жандармов, атакующих ледяную крепость – трехлинейки. Бесспорно, модель относится к 1891 году. Но на вооружение эта винтовка стала поступать в войска где-то с 1894 года. А в Отдельный Корпус Жандармов – вообще с 1897.

64. Пожарский в кои-то веки надевает форму. Кстати, совершенно непонятно столь вольное обращение с мундиром – хочу – ношу, хочу – не ношу. Так вот, возвращаясь к форме Пожарского. Что мы видим? Мы видим почему-то общегенеральский сюртук с нацепленными на него генерал-адъютантскими погонами – причем вензель на них почему-то маленький, эполетный.

65. Награды Пожарского опять-таки относятся к категории бурного бреда. Даже не обсуждается.

66. В жандармском управлении Фандорина встречает некое существо с погонами губернского секретаря, состоящего по уездной полиции (оранжевый приборный цвет, погоны с одним просветом и три звездочки в одну линию). Фандорина, свалившегося с крыши, кстати, приветствует опять-таки чин уездной полиции (оранжевая отделка мундира). Понятное дело – с крыши упадешь – и не такое померещится… Полный бред. Кроме столичной полиции, в Москве быть никого не могло.

67. Генерал-губернатор, кстати, не мог назначить Фандорина обер-полицмейстером. Обер-полицмейстер столичного города мог быть утвержден лишь Государем. Так что Пожарский имел право гнать Фандорина поганой метлой.

68. Стопки книг, заштабелированные в жандармской управлении, умилили до слез. Тем более что книги по большей части – откровенно современные. НИКТО И НИКУДА не увозил книги. Что увозить-то? Полное Собрание Законов? Как надоело, когда совковые традиции экстраполируют на Империю.

69. Что за карета с гербами, на которой в управление приехал Фандорин? Это что, типа раннего членовоза? Не было такого.

70. Порадовала заброшенная усадьба в Москве. Бурная фантазия. При этом в заброшенной усадьбе, как я уже сказал – работает телефон. Чудеса техники, ага.

71. Кстати, когда Фандорин прокрался в усадьбу, я все ждал с замиранием сердца – когда же Хабенский заорет: “Ночной Дозор! Всем выйти из сумрака!” Сорри за офф.

72. Когда Пожарский сказал про брегет-подарок САМОГО Государя, я заплакал – это была прямая реминисценция с булгаковской “Белой гвардией” – “А эти часы мне Гетман на прощание подарил. Обнял меня и прослезился” :))

73. Вообще удивительно, как Грин\Хабенский выжил после того, как у него на коленях рванул динамит. Джедай. Практически Анакин.

74. У “типа великого князя” – свитское шитье почему-то не на воротнике, а на неких клапанах. Бред полный. Эполеты тоже приводят в восторг – серебряные (как у генерал-майора Свиты), при этом с тремя звездочками (генерал-лейтенант) и без вензеля.

75. У Великого князя – Георгий 4-й степени и Владимир 4-й степени с мечами. Георгий у Великого Князя действительно был – а вот Владимира – не было. Кроме того, при парадной форме Великий князь не носит Андреевскую ленту, положенную ему от рождения.

76. “Камергера я вам добуду нынче же”. Хм. Просто-таки плевок в сторону Фандорина. Камергеров было как собак – более 250 человек. Фандорин по званию и должности должен рассчитывать на звание второго чина двора (кроме шталмейстера и егермейстера) либо на звание “в должности” второго чина.

77. Кстати, совершенно непонятно, почему к Великому князю Фандорин является в статском платье – тогда как положено быть в парадной форме. Скандал, скандал…

78. Фандорин, сидящий на лестнице, умилил. Он бы еще бутылочку пивка откупорил. Фигня.

79. Да, сборы в доме генерал-губернатора – это тоже бред. См. п. 68.

80. Вообще хождения Фандорина радуют – захотел – ушел от Великого князя (чуть ли не послав его), захотел – вернулся. Да еще и запанибратски так – “Давай, брат, ты своим делом займись. А я своим займусь”. Ню-ню. Заметим, что Акунинская концовка (без возвращения Фандорина) в этом случае куда более логична, тем паче, что пришедший при Великом князе на эту должность Власовский вылетел через пять лет за бардак, приведший к Ходынской катастрофе.

Тимофей ШЕВЯКОВ aka tarlith.

Кандидат исторических наук и прочая.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Герой нашего времени
Сентиментальность снова в моде


««« »»»