«Статский советник»: утраченные иллюзии

Состоялась премьера детектива «Статский советник» (Россия, 2005). Режиссер – Филипп Янковский, в ролях – Федор Бондарчук, Михаил Ефремов, Владимир Машков, Олег Меньшиков, Мария Миронова, Никита Михалков, Олег Табаков, Оксана Фандера, Константин Хабенский.

После того как в министерском вагоне курьерского поезда был убит бывший командир жандармcкого корпуса, генерал-губернатор Храпов, подозрение падает на статского советника Эраста Петровича Фандорина (Меньшиков) – убийца назвался его именем. Уладив недоразумение с подлогом, Фандорин начинает расследование и вскоре выходит на террористическую организацию с незамысловатым названием «Б.Г.» (боевая группа), в которую входят рассерженный молодой человек Грин (Хабенский) и некрасивая, но преданная аристократка с радикальными взглядами Игла (Фандера). В то же время в Москву из Петербурга, дабы разобраться с ситуацией, прибывает высокопоставленный полицейский чиновник Пожарский (Михалков).

Слоган фильма «Игры закончились. Теперь настоящий Фандорин в настоящем деле» настраивает зрителя на очень серьезное отношение к данному кинопродукту. Хочется верить, что «Азазель» и «Турецкий гамбит» после просмотра «Статского советника» затеряются в памяти, как надоевшие игрушки в песочнице времени. Все «надежды» разлетаются в пух и прах на первых же кадрах фильма, когда Константин Хабенский, загримированный под «стройного брюнета с седыми висками», заявляет своей жертве и зрителям, что его зовут Эраст Петрович Фандорин. Ощущение паноптикума усиливается появлением инициалов Б.Г. и присутствием на экране одноглазого Федора Бондарчука. Однако перед нами отнюдь не комедия. Слоган фильма не дает забыть о себе и обречен звучать в ушах назойливой мантрой все два часа экранного времени.

«Настоящее дело» тоже далеко от клоунады – терроризм как явление, более чем актуальное в наши дни, совершенно не переносит иронии. К сожалению, после недавнего «Всадника по имени Смерть» Карена Шахназарова все попытки рассказать о русских террористах выглядят в лучшем случае вторичными. Хотя в случае «Статского советника» герои Хабенского и Фандеры – единственные, кому можно по-настоящему сопереживать. Особенно это касается умницы и красавицы Фандеры, которая с легкостью переиграла своих более именитых коллег.

Звездный актерский состав, который, очевидно, и «сделает» фильму основную кассу, одновременно сыграл с ним дурную шутку. Главный виновник торжества – Олег Меньшиков – при всем уважении к его прошлым заслугам, уже явно не тянет на покорителя женских сердец: сложно поверить, что от поцелуя этого утомленного жизнью, потрепанного лицедея девушка способна выронить из руки пистолет. Никита Михалков, как и положено барину отечественного кино, продолжает вальяжно и убедительно варьировать оскароносный образ комдива Котова. Константин Хабенский играет так, словно сдает экзамен по затертой шпаргалке: «вроде говорит, да все не про то». С другой стороны, не будь в кадре знакомых лиц, это муторное двухчасовое зрелище превратилось бы в совершенно невыносимую пытку.

По иронии судьбы именно этот фильм с пугающей ясностью доказал, что Борис Акунин – так себе писатель, и запросто можно оспорить утверждение, что «Статский советник» – его лучшее творение. Когда Эраст Петрович лез в дворцовое окно, выслеживая Амалию Бежецкую, – это был Стиль. Когда возил барышню Варвару на воздушном шаре под турецким обстрелом – это был Стиль. Но выслеживать несчастных загнанных людей по заснеженным московским закоулкам – это уже моветон.

Однако близость акунинского текста к его экранному воплощению вряд ли разочарует поклонников фандоринской эпопеи. А те, кто не обращает внимания на такие мелочи, как чудовищный рваный монтаж, и вовсе уйдут из кинотеатра удовлетворенными. Настоящего Фандорина им теперь показали.

Анастасия БЕЛОКУРОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

За что боролись…
Убить менеджера
Фанатов Долиной ждет феерический праздник


««« »»»