«Служанка»: Горечь со сладостью, сладость с горчинкой

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  
Метки:

Служанка

«Служанка» Пака Чхан Ука по фабуле представляет собой невероятно сложное, многоуровневое и детально продуманное хэйст-муви (от англ. heist – ограбление), которое на деле оказывается чуть ли не единственным сапфиром не только в южнокорейском кинематографе, но и в мировом. Уникальность фильма в том, что свойственный для картин про ограбления экшен здесь заменён на любовь и все её производные: страсть, похоть, желание, чувственность, влечение, одержимость, извращения и так далее. А с отличительным режиссерским видением Пака Чхан Ука кино не просто приносит непередаваемое удовольствие при просмотре, оно очаровывает.

Раз началом рассуждений о фильме было положена поверхностная характеристика сюжетной направленности, то необходимо немного углубиться в суть ограбления. В тридцатых годах прошлого столетия Корея находилась под оккупацией Японии, и столь притесненное положение побуждало корейцев к не самым правильным с точки зрения морали поступкам. Так, например, корейский мошенник по прозвищу Граф задумал великолепную аферу: он под видом доблестного и благородного японского принца попытается влюбить в себя, а потом женить на себе молодую и наивную леди Хидеко, наследницу огромного состояния, являющегося целью первостепенной для Графа. Но ему нужна помощница, которая «внедрится» в окружение принцессы, будет передавать всю оставленную за закрытыми дверьми информацию и попутно подталкивать молодую наследницу к браку с коварным Графом. Этим человеком становится девушка по имени Соке из неблагополучной семьи, с ранних лет обучавшаяся ремеслу воровства и подделывания драгоценных камней – по сути, единственного способа обеспечить стабильный доход в те, осадные для корейцев, времена. Для Соке условия просты: она становится персональной служанкой принцессы, а после исполнения плана Графа получает солидную сумму денег, которая позволит ей покинуть родную бесперспективную деревню и, главное, не пойти по стопам матери, отчаянно сражающейся за последнюю монету, чтобы прожить еще денёк. Естественно, всё идёт не по плану, однако вы даже не представляете насколько радикально.

Одним из исключительных достоинств фильма является редкая в современном кинематографе способность удивлять зрителя, в первую очередь сюжетными поворотами. Всего спустя час кино совершает такой акробатический кульбит, что то ли от неожиданности, то ли от радикальности сюжетной перетасовки, дыхание само замирает, а где-то в районе шеи появляется ощущения странного покалывания – это Пак Чхан Ук только что поймал вас на крючок. Далее, заполучив зрителя в своё полное распоряжение, режиссер начинает игру, которую хочется назвать «Корейскими горками», предлагая один сюжетный поворот за другим, слой за слоем, чтобы в конце картина не просто выглядела красиво, но и четко отражала многоуровневость, количество и качество красок, использованных в процессе создания этого произведения искусств, исходный материал полотна и, возможно, главное – руку художника.

Повествование напоминает процесс огранки драгоценного камня. Корейский режиссер постоянно возвращается к и без того великолепным сценам, показанным чуть ранее, но слегка расширяя их, демонстрируя их с других ракурсов и с точки зрения других персонажей. Там, где сцены кажутся недосказанными при первом взгляде, чуть позже обретают целостность. Непримечательные события, показанные с другого ракурса или расширенные на какую-то долю секунды, приобретают уже совсем другой эмоциональный характер, позволяя трактовать поведение героев совсем по-другому. Такое кино безумно интересно смотреть, и поражаться магией, которой обладает Пак Чхан Ук.

Но не одним гениальным режиссером хорош фильм: главным же гарантом искреннего удивления сюжетными поворотами становятся актёры. И опытная Ким Мин-хи, сыгравшую принцессу, и дебютантка в кино Ким Тхэ-ри, примерившая на себе униформу служанки, обе творят в кадре что-то неописуемое. Их натуральность и увлеченность своими героинями позволяет зрителям острее чувствовать эмоциональную сторону фильма и их персонажей. Никогда бы не подумал, что сцена с подпиливанием зуба может быть столь чувственной и сексуальной. Любопытная камера Чона Джон-хуна то заглянет в небольшую щель, оставленной не до конца закрытой двери, то ловит образ героини прямо через небольшое окошко в гостиной. Да, оператор здесь не меньший художник, чем режиссер или актрисы, описанным выше приёмом он, например, создаёт эффект обрамления определенного персонажа или зоны в кадре, создавая впечатления то ли портрета, то ли картины, по красоте и композиции не уступающие прославленным восточным художникам.

Еще одним элементом сказочной красоты «Служанки» служит слияние восточных и западных культур, которое Южная Корея пережила во времена оккупации. Вот мы находимся в просторной комнате в восточном стиле с видом на цветущую сакуру в саду, а уже в следующей сцене перемещаемся в комнату для гостей, увешанную картинами, обставленную современной мебелью и с широким столом, за которым, кажется, пил крепко заваренный чай с молоком сам Чарльз Диккенс.  Но Пак делает акцент не только на слиянии Востока и Запада, но и прошлого с будущим. Передвижение на лошадях, пышные наряды с корсетами, кружок чтения западной литературы, античные вазы и скульптуры, отсылающие чуть ли не к феодальной Японии, очень свободно соседствуют с перебоями света и электрическими раздвижными дверьми.

Пак Чхан Ук снял безупречную кинооду чувственности, страсти и любви. В деталях его мнение о красоте выглядят куда конструктивнее, чем у Рефна во всём его последнем фильме («Неоновый демон») целиком, полностью посвященного этому явлению. Как бы пытки и интриги не играли большой роли в повествовании, режиссёр непреклонен – любовь всё же на первом месте. Даже у карманницы руки характеризуются в первую очередь не умением быстро и незаметно стащить кошелёк, а более развитой чувствительностью, позволяющей прикосновениями считывать и передавать эмоции.

Превосходное произведение искусств, изящно балансирующее между любовной историей и остросюжетным триллером, драмой и комедией, увлекательным повествованием и чарующей красотой, страстью и ненавистью, болью и наслаждением. Абсолютно лучшее, что могло произойти в мире фестивального кино за этот год (да простит меня замечательный «Тони Эрдманн»). В 2003 году на Каннском кинофестивале Квентин Тарантино сказал об «Олдбое», другом фильме корейского режиссера, что это абсолютный шедевр, и подобные картины появляются раз в десять лет, не чаще. С 2003 года прошло больше десяти лет, Пак Чхан Ук создал новый абсолютный шедевр, подходящий под описание Тарантино.

«Есть сладость в этой горечи, и есть горчинка в этой сладости».

Служанка / Agasshi (2016)

«Служанка» Постер

Жанр: драма, мелодрама

Страна: Корея Южная

Режиссер: Пак Чхан-ук

Сценарий: Пак Чхан-ук, Сара Уотерс

Продюсер: Пак Чхан-ук, Сид Лим

Оператор: Чон Джон-хун

Композитор: Чо Ён-ук

В ролях: Ким Мин-хи, Ким Тхэ-ри, Ха Джон-у

Мировая премьера: 14 мая 2016

Премьера в РФ: 25 августа 2016, «Cinema Prestige»

Продолжительность: 144 мин. / 02:24


Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий



««« »»»