«Любой ценой»: Шедевр нашего времени

Любой ценой

Извините, у вас есть минутка поговорить о кино? Для начала, хотелось бы узнать, вы верите в безупречное кино? Если нет, то у меня для вас есть очень основательное подтверждение его существования – кинофильм «Любой ценой». 

Для наглядной демонстрации, почему этот фильм грех пропускать, стоит выделить основные уровни кинопроизводства, но пока лишь систематизировано. Режиссер – Дэвид Маккензи, сценарист – Тейлор Шеридан, актёры – Крис Пайн, Бен Фостер, Джефф БриджесДжил Бирмингем), композиторы – Ник Кейв и Уоррен Эллис, оператор – Джиллз Натгенс, а также среди продюсеров числится Питер Берг. Каждый из них могл бы в одиночку обогатить любой фильм своим талантом и мастерством, а тут мы становимся свидетелями коллективного труда.
Тейлор Шеридан. Да, именно со сценариста стоит начать рассуждения о данном фильме. Бывший сериальный актёр совсем недавно переквалифицировался в сочинителя историй, его первой работой стал сценарий к прошлогоднему «Убийце» Дени Вильнёва. Кино канадца можно хвалить за многое, но никто не будет отрицать, что сюжет – одна из сильнейших его частей. В «Любой ценой» Шеридан продолжает свою неофициальную трилогию об изъедающих Америку проблемах. После насущного вопроса картелей, Тейлор поднимает тему хищной политики банковской системы страны. Не зря кино начинается с закадровой фразы: «На три войны в Ираке деньги есть, а на то, чтобы вывести нас из банкротства, денег нет», при этом на экране показывают панорамные планы закрытых магазинов и пустых улочек. Именно поэтому главные герои вынуждены начать грабить банки, которые законным путём грабят людей. Шеридан прописал каждого героя и каждый сюжетный поворот настолько гладко, что и не к чему придраться. Диалоги – один краше другого, поступки продуманны до мельчайших деталей, сюжет развивается в режиме нон-стоп, постоянно подкидывая пищу для размышлений или повода вскрикнуть «Чёрт, это было здорово придумано».
Дэвид Маккензи – широко признанный британский режиссер не особо популярен у нас в России, об этом говорит двухгодичное опоздание его блестящей тюремной драмы «От звонка до звонка», выпущенной где-то летом в тени крупных блокбастеров. Маккензи привлекают персонажи, к которым жизнь никогда не была благосклонна. Его классические герои («Молодой Адам», «Холлэм Фоу») отнюдь не ангелы, но это не значит, что они не заслуживают крыльев. Вместе с Шериданом они создали фильм близкий по духу к «Убийце», намеренно омрачив тон повествования. Но в отличие от Вильнёва, Маккензи не использует волновой метод раскачки истории, у британца заданное в самом начале настроение только набирает обороты по ходу фильма, разбавляя его безумно остроумными и смешными шутками и подколами героев. Еще одна заслуга режиссера – атмосферность: при просмотре не покидает ощущения Дикого Запада со всеми его ковбойскими шляпами, перестрелками и скачущими на лошадях фермерами. Но нам постоянно напоминают о времени действия замечательно поставленными сценами: пока шериф старой закалки рассуждает о полицейской униформе, его напарник затягивается электронной сигаретой; фермер, перегоняющий скот, поражается: «Двадцать первый век на дворе, а я на лошади гоню коров…»; перекусив только что в старом как мир ресторанчике, два копа отправляют документы по современному факсу.
Крис Пайн + Бен Фостер + Джефф Бриджес (+ Джил Бирмингем): на самом деле, уникальный актёрский состав. Популярный в массах Пайн, чуть ли не самый талантливый представитель золотой молодежи Голливуда Фостер, опытный, выдающийся и просто легенда Бриджес, а так же малоизвестный актёр с индейскими корнями, ставший образцом того, как нужно раскрывать второплановых персонажей. Пайн и Фостер играют братьев, вынужденных грабить банки, чтобы выплатить долг за семейную ферму. Пайн играет Тоби, расчетливого, уравновешенного и ответственного брата. Он недавно пережил смерть матери, а до этого тяжелый разводный процесс. Он хочет любой ценой собрать сумму, чтобы выкупить ферму и затем передать её своим детям, которые даже не особы рады видеть отца. Фостер играет его противоположность – Тэннэра, балагурного, вспыльчивого и опрометчивого брата. Он только что вышел из тюрьмы, где отсидел десять лет (между прочим, за ограбление), и готов помочь брату абсолютно во всём. Их отношения показаны великолепно: хоть они и полные противоположности, но видно, что любят и уважают друг друга. Не обходится, конечно, и без едких подколов и дружеских пинков под зад, но что поделать, братья же. Бриджес играет готовящегося к уходу на пенсию шерифа Маркуса. Поимка двух грабителей должна стать вишенкой на долгой и кропотливой карьере ветерана. Несмотря на свои консервативные взгляды и будучи приверженцем старой школы, Маркус открыт для всего и за словом в карман не лезет, особенно, если нужно подколоть напарника-индейца. Не знаю как вы, но я до самого конца не определился, какой из сторон я симпатизирую больше, настолько персонажи безупречно прописаны и сыграны.
Ник Кейв + Уоррен Эллис. Эти имена говорят сами за себя. Атмосфера забытой богом глубинки, депрессивных настроений низшего класса, капиталистической несправедливости, братской любви, азарта, драйва и печали. Никогда не догадывались, что музыкой возможно такое передать? Вот вам наглядное пособие. Кейв с Эллисом также подобрали музыкальное сопровождение, преимущественно состоящего из кантри-рока. Отдельного упоминания достойны кавер Knockin’ on Heaven’s Door от Blakwall и великолепную Sleeping on the Blacktop от Colter Wall.
Джиллз Натгенс – имя далекое от популярности даже в операторских кругах. Джиллз является постоянным оператором Маккензи, который то ли специально, а, может, в качестве дани уважения, подражает манере Роджера Дикинса – ночное и сумеречное небо, крупные планы полей и равнин, а также съемка с вертолётов и автомобилей для придания сценам погони лишнего градуса. Новым элементом, отличным от «Сикарио», в операторке стала статичная закрепленная на одном месте камера, снимающая 360-градусную панораму. Как результат, очень сочная картинка, играющая немаловажную роль в повествовании.
На «Цену» нельзя случайно забрести в кинотеатр, о нём невозможно услышать краем уха по телевизору или радио, это маленькое кино, совершенно независимое и уже фактически отлитое золотом в сердцах истинных ценителей киноискусства. Работа Маккензи ломает заржавевшие устои жанра триллеров, освежает ценности фильмов об ограблениях в декорациях Дикого Запада, а также рушит устоявшиеся границы массового и фестивального кино. «Любой ценой» не обременена трёхслойными подтекстами и сложными авторскими мыслями, кино вызывает на дискуссию всего лишь по нескольким проблемам, отношения к которым у вас могут поменяться после просмотра. «Любой ценой» – кино умное и интересное, завораживающее визуальной и музыкальной составляющими, а также безупречной игрой актёров и остроумным сценарием, в котором попросту не существует не то чтобы дыр, но и малейших шероховатостей.
Карлос Кастанеда однажды сказал, что безупречность – это делать лучшее, что можешь, во всём, во что ты вовлечён. «Любой ценой» является примером коллективного кинопроизведения, в котором все вовлеченные в его создание люди достигли пика своего мастерства.
Потенциально лучший фильм года!

Любой ценой / Hell or High Water (2016)

«Любой ценой»  Постер

Жанр: драма, криминал

Страна: США

Режиссер: Дэвид Маккензи

Сценарий: Тейлор Шеридан

Продюсер: Питер Берг, Карла Хэкен, Сидни Киммел

Оператор: Джиллз Натгенс

Композитор: Ник Кейв, Уоррен Эллис

Художник: Том Даффилд, Стив Купер, Малгозия Турзанска

Монтаж: Джейк Робертс

В ролях: Дейл Дикки, Бен Фостер, Крис Пайн

Мировая премьера: 16 мая 2016

Премьера в РФ: 18 августа 2016, «Парадиз»

Продолжительность: 102 мин. / 01:42


Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий



««« »»»