«Неоновый демон»: Бриллиант в море стекла

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Неоновый демон

Есть в мире вещь, не поддающаяся рациональному осмыслению и объяснению. Нет еще единицы измерения, способной хотя бы примерно выразить всю Её силу. Жизнь и смерть, добро и зло, любовь и ненависть – всё это вполне закономерные Её последствия. Для кого-то Она смысл жизни, а кто-то всем видом пытается доказать остальным, что Она для него ничего не значит и не имеет власти над ним, тщательно скрывая уже продолжительное заточение в Её темнице. К Ней стремятся, Её любят, восхваляют, боятся. Чума среди молодых и забытая принцесса среди старых. От Неё не убежать, не спрятаться, не отгородиться рукой, Она всегда с тобой. Она как единая религия в мире без атеистов, как наркотик, зависимость от которого сильнее, чем от кокаина или влюбленности. И имя Её – Красота. 

Датский режиссер с одним из самых узнаваемых почерков Николас Виндинг Рефн уже давно отрёкся от слова как одного из главенствующих типов киноязыка, избрав символизм основополагающим элементом повествования. «Неоновый демон» окончательно возвёл режиссера в титул любимца современной молодежи от мира артхауса. Полные залы молодых людей, в шоке прикрывающие глаза, в негодовании бросающие руки в воздух при просмотре и уже после, в непонимании того, что они сейчас увидели, выходящие из кинозала. Очевидно, люди идут на Рефна, не потому что им нравится, а потому что модно. Как и сам фильм. Но он не только о моде, он о той самой, вышеупомянутой, Красоте. 

Несмотря на то, что фильм так и хочется обозвать кривым зеркалом современной фэшн-индустрии, очень точно характеризующейся английским фразеологизмом dog-eat-dog (русский эквивалент: человек человеку волк), «Неоновый демон» — это самая настоящая сказка. Да, тут есть оральный секс с ножом, некрофилия, каннибализм, попытка лесбийского акта и намёки на педофилию, но ничто из этого не принижает всю сказочность происходящего. Шестнадцатилетняя Джесси примеряет свою красную шапочку (или капюшон, как хотите), но вместо шапочки тут кровь, тоже красная, вытекающая, по задумке инсталлятора-фотографа, из её девственной шеи. Нет, Джесси не мертва, она позирует. «Неоновый демон» — это искаженная  сказка о Красной Шапочке, в основу которой лёг миф о Нарциссе. Чем чаще героиня Фаннинг смотрится в зеркало, купает своё тело в светодиодных вспышках фотоаппаратов и неоновых бликах тайных вечеринок, говорит сначала себе, а затем всем окружающим, что её сила в натуральной неподдельной красоте, тем быстрее Джесси-Шапочка становится Джесси-Волком. То и дело на пути у неё появляются завистливые, корыстные, а главное, искусственные модели, для которых хирургическая операция сравнима с чисткой зубов, а иногда показывается из своей будки с вечно притушенным светом дровосек, простите, смотритель мотеля с внешностью потрепанного Киану Ривза, променявшего честь на похоть, а дружелюбие на безразличие. На своеобразном пути Красной Шапочки по пустому и отталкивающему лесу, чью энергетику великолепно уловил, а затем передал зрителям штатный композитор Рефна Клифф Мартинес своей холодной дисторсионной музыкой, кульминационной становится сцена, в которой Джесси, подобно опьяненному своей красотой Нарциссу, целует своё отражение. Красная Шапочка стала Волком, невинный ягнёнок превратился в хищную пуму. 

Это не очередная история об американской мечте или лав-стори про неуверенную в себе девушку и её вечно поддерживающего рыцаря с черным фотоаппаратом. НВР, как предпочитает называть себя режиссер, проехался катком и по одному, и по второму. Здесь красота правит балом. А как же внутренний мир, вы спросите? Забудьте, это кино не об этом. Рефн обводит кружком и ставит восклицательный знак – натуральная красота и больше ничего. В этом он разделяет точку зрения Платона, который считал, что подлинная красота не зависит от времени, места или же личных мнений, а обладает чисто внутренней, самостоятельной ценностью. Отсюда же и нарочитая пустота у Рефна в его персонажах, олицетворяющая индустрию в целом. Датчанин даже не пытается конкретизировать и уделять внимание тому, что уже показал Аронофски в своём «Черном лебеде». Здесь красота и вместо слов, и вместо личностных качеств. 

«Неоновый демон» — это ответ на вопрос, какое бы кино снимал Паоло Соррентино будь он сатанистом. Рефн снял милую сказку, в своём понимании. И не сказать, что тут милее — то, что он взял далёкую от идеала по всем стандартам красоты Эль Фаннинг на титульную роль, или то, что посвятил этот фильма своей жене Лив. «Демон», может, и самое отталкивающее кино в карьере датчанина, особенно сравнивая с «Драйвом», который можно пересматривать по несколько раз за день, и даже с тягучим «Только Бог простит», но в этом и его сила. Здесь режиссер не будет катать вас на пассажирском сидении Мустанга под A Real Hero, тут вы сразу же получите кулаком в лицо и вылетите на тротуар, переломав все кости. Но почему-то хочется встать, побороть тошнотворные порывы и прокатиться еще разок. Красота пленяет и подчиняет. 

Но самое главное, что у всей этой сказки Рефна есть мораль. Не новая, но до сих пор актуальная, в своё время более грациозно высказанная Гёте – если радуга долго держится, на неё перестают смотреть. 

Неоновый демон / The Neon Demon (2016)

«Неоновый демон» Постер

Жанр: ужасы, триллер

Страна: Франция, Дания

Режиссер: Николас Виндинг Рефн

Сценарий: Николас Виндинг Рефн, Мэри Лоус, Полли Стэнэм

Продюсер: Лене Берглум, Сидони Дюма, Венсан Мараваль

Оператор: Наташа Брайер

Композитор: Клифф Мартинес

Художник: Эллиотт Хостеттер, Эрин Бенач, Джонатан Амико

В ролях: Эль Фаннинг, Карл Глусман, Джена Мэлоун

Бюджет: $7 000 000

Мировая премьера: 10 марта 2016

Премьера в РФ: 28 июля 2016

Продолжительность: 118 мин. / 01:58


Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий



««« »»»