«Демон»: Поиск пути

Демон

«Демон» — это в первую очередь фильм, оператором в котором выступил Эммануэль Любецки. А актёры, режиссеры и сюжеты – это уже вещи вторичные, знание о которых отнюдь не гарантирует интерес к данной картине. А вот имя Любецки безусловно согреет ухо всем ценителям прекрасного и прирожденным визуалам. Если вам нужно от этого фильма лишь эстетическая красота и головокружительные операторские планы, то вы всё это получите, а если захотите чего-то большего, то, скорее всего, останетесь сильно разочарованным. 

Кино, как становится ясно из нескольких строк на тёмном фоне в самом начале, повествует о странствии одного человека в пустыне, в поисках пути, как в мирском понимании, так и в духовном. По фильму главного героя всегда зовут лишь «святым человеком», хотя со сцены первого знакомства с ним или просто взглянув на строку «актёры», понятно, что главный герой здесь Иисус. Его играет Юэн МакГрегор, и многие скажут, давно пора, вспомнив в недавнем популярный мем с ним в образе Оби-Вана. Также МакГрегор играет и демона, лукавого искусителя, появляющегося на пути Иешуа (другое имя Христа, если что). Кстати, похоже, нашим локализаторам он настолько запал в душу, что они его именем назвали кино, хотя их противостояние совсем не центральная тема фильма. 

Бродя по пустыни, Иисус встречает семью, которая по непонятным причинам живёт и выживает в сердце пустыни. Мать, отец и сын, и больше никого на целые километры. Мама больна и не может даже подняться на ноги, отец иногда уходит куда-то торговать своим и найденным имуществом с караванами, а сын любит загадки. Именно он встречает Иисуса, наполняет ему флягу с водой и указывает на Иерусалим. Да, как мы понимаем, странствования не совсем бесцельны, он всё это время искал Священный город. И уже отправляясь в путь, что-то останавливает Иешуа, и он понимает, что, возможно, эта семья, больше напоминающая последствия продолжительного блуждания по пустыне, нуждается в его помощи и может стать причиной, почему Бог его послал в такое далёкое путешествие (ведь он всегда мог примкнуть к какому-нибудь каравану или попросту раздобыть верблюда). Помогая строить что-то наподобие каменной веранды на вершине склона, Иисус всё глубже погружается в непростые отношения отца и сына, а демон с его лицом, чуя моменты слабости, словно акула кровь, устраивает «святому человеку» серьезнейшую проверку его идеалам и убеждениям. 

Кино режиссера Родриго Гарсии по бесцельности напоминает показанные им странствования Иисуса. Судя из названия (оригинального), эта небольшая история охватывает лишь последние дни в пустыни, в которую герой отправился подобно Моисею с целью получить указания от Бога. Гарсия хочет подчеркнуть случай встречи с семьей как нечто судьбоносное в жизни Иешуа, хотя особого эффекта не было замечено. Даже если бы в начале фильма он поблагодарил за воду и продолжил путешествие в Иерусалим, что поменялось бы? Вряд ли он, достигнув цели, не пытался бы наставить людей на путь истинный, а затем не был бы распят. Вряд ли бы его мировоззрение сильно поменялось. Может быть, его мучила бы совесть, но единственный человек из трех, кто нуждался в помощи, была больная мать, а Гарсия уделяет ей внимания меньше остальных, показывая больше отношения между отцом и сыном. Но если им и нужна помощь, то только духовная, и Иисус помогая им, помогает себе, однако опять же — сильно ли это повлияет на него? Возможно, демон стал главным испытанием в пустыне, а борьба с ним аллегорией становления сильного духа мессии, но и здесь, к сожалению, можно объяснить природу появления антагониста. Мы встречаем его в пустыне, а пропадает он, когда на горизонте появляется Иерусалим. Тут возникает вопрос, а если бы Иисус сразу пошел в город, миновав пресловутую семью, остался ли с ним демон или нет? Вдруг он является не духовным испытанием силы воли человека, а банально галлюцинацией долго бродящего по пустыни без воды путника? Поэтому единственное заметное изменения в Иисусе в начале и конце пути — его глаза. Сначала они зияли пустотой и растерянностью, а в конце уверенностью и целеустремленностью. Однако даже самый бессильный странствующий по пустыне человек, увидев наконец стены города, станет самым целеустремленным на Земле. К слову, в последней сцене фильма у Гарсии был еще один шанс акцентировать наше внимание на демоне, но он зачем-то перебрасывает нас в наши дни, показывая ущелье, где произошло кульминационное событие в фильме. Из этого напрашиваются выводы, что история совсем не об Иисусе и его демоне, а о семье, что он случайно встретил в пустыне.   

После выхода «Выжившего» набирала популярность шутка, что если бы Бог решил снять фильм о жизни, то оператором бы он выбрал Эммануэля Любецки. Тут как раз за камерой мастеровитый мексиканец, а в центре истории Сын Божий, на роль которого лучше МакГрегора никого и придумать нельзя. Вот только Родриго Гарсия далёк от сравнения с божеством, а фильм не то, чтобы не о жизни, в нём даже её признаков нет.  Красивый видеотур по пустыне. 

Демон / Last Days in the Desert (2015)

Демон. Постер

Жанр: драма, приключения, история

Страна: США

Режиссер: Родриго Гарсия

Оператор: Эммануэль Любецки

Композитор: Дэнни Бенси, Сондер Юрриаанс

Бюджет:

В ролях: Юэн МакГрегор, Киран Хайндс, Айелет Зурер

Мировая премьера: 25 января 2015


Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий



««« »»»