«Омерзительная восьмерка»: продолжение кровавого банкета

Омерзительная восьмерка

Спектакль начинается с оваций. Тело и разум погрузились в состояние предвкушения. Но Квентин не спешит начинать свою историю, у него много времени в запасе, целых три часа. Увертюра. Занавес еще не открыт. Играет трехминутная напряженная композиция от Эннио Морриконе. Нет, не для того, чтобы развлечь или время потянуть, а для того, чтобы подготовить. Словно мастеровитый музыкант, настраивающий свой инструмент, Тарантино настраивает зрителя. Готовит к шторму. К метели, которая заставит вас врасплох и запрёт наедине с восемью незнакомцами. На экране появляется надпись: «Восьмой фильм Квентина Тарантино». Этот мерзавец буквально заставил весь мир считать его фильмы. Мы не говорим «десятый фильм Кристофера Нолана» или «двадцать шестая лента Ридли Скотта», нет, достаточно, сказать просто – «новый» фильм Нолана или Скотта. Как и любого другого известного режиссера. Но только не в случае с Квентином. Он – исключение. Он знает, когда нужно остановиться. На экране появляется название в фирменных желтых тонах: «Омерзительная восьмёрка». Представление начинается.

Глава первая. Где-то вдали виднеется заснеженный дилижанс, медленно прорывающийся сквозь снег. Опять играет музыка Морриконе. Вдруг на дороге вырисовывается персона, которой явно не помешало бы чья-нибудь помощь, чтобы добраться до Рэд Рока, ближайшего города. Этот человек – майор Маркиз Уоррен (Сэмюэл Лерой Джексон), и он охотник за головами. Извозчик бы рад пустить человека к себе в дилижанс, но вот два гостя, что уже внутри могут быть против. Джон «Вешатель» Рут (Курт Рассел) не привык доверять людям, тем более в те времена, когда он перевозит с собой особо опасную преступницу – Дэйзи Домерг (Дженнифер Джейсон Ли). Однако у Тарантино два колоритных персонажа – хорошо, а три – еще лучше. Дилижанс берет попутчика, тем более что у него своего «груза» на 8 тысяч долларов, и незачем претендовать на «десятку» за Дэйзи. А еще у этого «ниггера» есть письмо от Линкольна. Да, от Авраама Линкольна.

Глава вторая. На сцене появляется шериф Крис Мэнникс (Уолтон Гоггинс). Пока ты вспоминаешь любую-другую его роль, которая могла запасть тебе в голову, Гоггинс даёт понять, что его шерифа ты запомнишь надолго. Если в разговорах между Джоном Рутом и Маркизом Уорреном градус напряжения был не так высок (ну а если рот открывала Дэйзи, то моментально получала локтём в челюсть от Рута), то у чистокровного янки Мэнникса взгляды на Гражданскую войну абсолютно противоположны мнению чернокожего Уоррена. И уже в маленькой кабинке у Тарантино есть повод прибегнуть к одной из своих излюбленных сцен – перекрестному наставлению оружия в сторону друг друга. Безусловно, фитиль к пороховой бочке зажегся уже в этом самом дилижансе. Триллер, граничащий с паранойей, Тарантино сам того не замечая, создал самый леденящий кровь фильм в своей карьере. «Омерзительная восьмерка» – идейное продолжение «Бешеных псов», возведенное в куб: больше персонажей, другое время, продолжительность увеличена в два раза и классическая интрига – кто-то выдает себя не за того, кто он есть на самом деле. Помню, после просмотра дебюта режиссера, единственное, чем я остался недоволен, так это скоротечностью фильма. «Псы» были нечто невероятным, и хотелось продолжение кровавого банкета, которое Квентин устроил лишь спустя 24 года. Но перенеся место действия в отрезанную от внешнего мира галантерею и превратив историю в вестерн. 

Глава третья. 70 мм. Именно в таком формате видел свой фильм Квентин. Что значит 70 мм? Это уже устаревший формат съемки кинофильмов, камеры записывают всё на пленку, а не на цифру, а ширина кадра заметно увеличена. Квентин и его верный оператор Роберт Ричардсон захотели показать то, что физически не попадает в кадр при стандартной съемке для 35 мм проекторов. И это работает буквально на все 100 процентов, так как в изолированном помещении с восемью подозрительными лицами постоянно что-то происходит. Даже если на переднем плане диалог между Рутом и Дейзи, то не стоит забывать и про задний план, где герои заняты своими делами, например, игрой на пианино или отравлением кофе. Подобной многоплановостью у Тарантино может позавидовать сам Рой Андерссон. К слову, применение Ричардсоном зональных линз при съёмке одновременно двух планов, переднего и заднего, в «Восьмёрке», кажется, полностью оправдывает создание этой операторской фишки. Если зачастую оператор предпочитает менять фокусы для направления зрительского внимания, тут Ричардсон подчеркивает атмосферу тотального недоверия в воздухе и действиях других персонажей. Чем еще хороши 70 мм? Детализация. Хлопья снега, игра света, кони или конфетка в половицах – в таком формате всё это смотрится в два раза ближе к тебе, что ли, яснее, реальнее, трудно описать. Если вы не привыкли замечать такие детали в фильмах, то Ричардсон вас научит. Плёнку иногда зажевывает, на экране появляются полоски, а порой и большие темные пятна по бокам, приводя современного зрителя, выращенного на цифре, в недоумение. Гениально, Квентин. Так, стоп, ниггер, что сейчас загоняет коней в конюшню, ведёт переписку с Авраамом Линкольном? С президентом? Соединенных штатов? Америки?!

Антракт. Неожиданный. В предыдущей части наш дилижанс прибыл в трактир – галантерею Мини, где уже располагались четверо других действующих лиц. Мексиканец Боб (Демиан Башир), Освальдо Мобрей (Тим Рот), Джо Гейдж (Майкл Мэдсен) и генерал Сэнди Смитерс (Брюс Дерн). Кстати, дерьмовая у вас дверь. Скажу вам по секрету, в конце третьей главы произошло убийство. Поэтому антракт неожиданный (в обычной версии его не будет, и вы не сможете от души посмеяться вместе с Тарантино). Режиссер останавливает события в галантереи, оставляя зрителей наедине с композицией Кристал Гейл. Какой же Тарантино без славной ретро музыки? Вот вам, например, кантри композиция 76 года, прямо в тот момент, когда фитиль почти дошел до пороховой бочки. На экране темнота, но почему-то я вижу там улыбку Квентина.

Глава четвертая. Эннио Морриконе. Его музыка – еще одна невероятно уместная деталь фильма. Помню сцену, когда шериф и извозчик протягивают канаты от загона с лошадями и туалета до дома. Чтобы добраться до хижины во время метели. Долгая сцена, минуты три, как они идут по заснеженной земле, падают, из-за снега не видно ничего дальше 20-30 метров, с большим трудом они пытаются пробиться сквозь ветер. Всё это под музыку Морриконе. И на секунду мне показалось, что я смотрю «Нечто». Просто эта сцена по атмосфере намного ближе к шедевру Карпентера, чем ремейк 2011 года целиком. Атмосфера стихийной изоляции, царящая паранойя, музыка Морриконе и Курт Рассел – вот только о каком фильме я говорю? Также, в «Восьмёрке» завораживает не только работа режиссера, а непосредственно тандем оператор-композитор. Я понимаю, что Морриконе писал (ну или переделывал) музыку уже после того, как большинство сцен были отсняты, но насколько же идеально она ложится на кадры Ричардсона. Кстати, а кто кофе-то отравил?

Глава пятая. Поначалу остаются сомнения, кто же играет главную роль в фильме, Рассел или Джексон. Ответ кроется в двух последних главах. Оба они отыграли великолепно. Кроме них, выделяется уже отмеченный мной Уолтон Гоггинс и просто великолепная Дженнифер Джейсон Ли. Большую часть фильма она разговаривает мало, постоянно находясь в крови. Но с каждой следующей главой, она раскрывается все ярче и ярче. А в конце сияет, словно звездочка на елке. Тим Рот играет типичного вальцевского персонажа у Тарантино – разговорчивый и обаятельный засранец, его второй коллега по «Бешеным псам», Майкл Мэдсен – темная лошадка, молчаливый обитатель второго плана, вечно что-то записывающий в свой дневник. Еще в пятой главе появляется Ченнинг Татум, или Тейтум. Получилось неплохо. Теперь у них с Джона Хиллом есть о чем поболтать.

Глава последняя. У Тарантино концовка фильма – это отдельный жанр. Экшен, триллер, черный юмор и литры крови – все показатели на максимум, так как сейчас будет что-то, что вам запомниться надолго. Так оно и произошло. Если за четыре главы мы получали истинное удовольствие от диалогов и атмосферы недоверия в кадре, то две последние буквально взрывают мозг. Мы-то думали один фитиль – одна бочка, но не всё так просто. Не знаю, что там изменил в монтаже Тарантино в версии для широкого проката (там нет антракта и увертюры, продолжительность фильма короче на 20 минут), но лично мне показалось, что если и существует идеальное кино, идущие 3 часа и 2 минуты, то это «Омерзительная восьмёрка». Это был отличный танец. Занавес. Спектакль завершается овациями.


Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Один комментарий

  • татьяна татьяна :

    Основная ассоциация, которая возникла у меня в связи с этим фильмом – это перекличка “Великолепной семёрки” с “Омерзительной восьмёркой”. Вестерн “Великолепная семёрка”, которым восторгались миллионы зрителей в СССР, создавал романтический облик США, мужественных ковбоев, “борьбы за демократию” и справедливость. Много позже на протяжении долгих лет было мучительно непонятно, как этот романтический флёр совместить с США – кровавым агрессором, безжалостно уничтожающим миллионы людей, абсолютным предателем и параноиком. Спасибо Квентину Тарантино, который создал не детскую игрушку, гротеск, полный чёрного юмора, но фильм, полный реальных образов, воссоздающих подлинную историю США, основным чудом и культом которой были подлость и восьми зарядный кольт.

Оставьте комментарий



««« »»»