ДЕМОКРАТИЗМ И ПАТРИОТИЗМ АРТУРО ТОСКАНИНИ

На днях исполняется 40 лет со дня смерти Артуро Тосканини, великого музыканта, “дирижера двух континентов”. Его творческое долголетие просто удивительно. С девятилетнего возраста, поступив в местную консерваторию (он родился в Парме 25 марта 1867 года в семье гарибальдийца) и до глубокой старости (умер в Нью-Йорке 16 января 1957 года) занимался музыкой и в течение многих лет руководя оркестрами крупнейших театров Италии, США и других стран, знакомил слушателей с произведениями композиторов разных эпох. Семнадцать лет жизни он отдал оркестру Эн-Би-Си (Национальной радиовещательной компании США), созданной в 1937 году.

Выступая с концертами во многих странах мира, Тосканини дважды – в 1914 и 1933 годах собирался приехать и в Россию (о чем уже было объявлено в наших газетах). Дирижер поддерживал контакты с крупнейшими представителями музыкального и артистического мира нашей страны: Н.Н.Фигнером, Ф.И.Шаляпиным, Д.Шостаковичем, Э.Гилельсом и др. Начало дирижерской деятельности Тосканини непосредственно связано с именем солиста Мариинского театра Н.Н.Фигнера, рекомендовавшего его композитору А.Каталани, после того как выпускник Пармской консерватории, “второй виолончелист” итальянской труппы (в ее состав входил и русский певец) во время гастролей в Рио-де-Жанейро впервые встал за дирижерский пульт.

Весной 1900 года по инициативе Тосканини миланский театр Ла Скала пригласил Шаляпина на главную роль в опере А.Бойто “Мефистофель”. С осени 1908 по лето 1915 года Тосканини работал в Метрополитен-опера, добиваясь преобразования его в крупнейший театр мира. Под его руководством в это время было поставлено 85 опер. В их числе упомянем премьеру оперы Пуччини “Девушка с Запада”, прошедшую 10 декабря 1910 года с большим успехом. Во время гастрольной поездки в Париж летом того же года Тосканини познакомился с оперой Мусоргского “Борис Годунов” с участием Шаляпина.

Как выразился биограф Тосканини Лев Тарасов, “шекспировская мощь музыки оперы и глубина психологических характеристик” (Лев Тарасов. Великий маэстро. Биографический очерк. Искусство Артуро Тосканини. Л., 1979, с.50) так поразили дирижера, что он решил во чтобы то ни стало добиться ее постановки на сцене нью-йоркского театра. Его усилия сразу же натолкнулись на трудности: директор театра Гатти-Казацца отклонил его предложение, утверждая, что опера в Париже прошла с успехом только потому, что в ней участвовал Шаляпин. Привлечь же Шаляпина к участию в опере практически было невозможно: побывав в США в 1907-1908 годах, великий русский артист категорически отказывался от новой поездки в Нью-Йорк и Филадельфию, ссылаясь на коммерциализацию искусства в Америке, нравы местной публики и прессы. Об этом Шаляпин еще в январе 1908 года заявил нью-йоркскому корреспонденту газеты “Голос Москвы” (текст интервью “В Америку я больше не поеду” опубликован в газете “МузОБОЗ” № 10, 1995г.).

Стремясь найти выход из создавшегося положения, Тосканини предложил пригласить на главную роль в опере Адама Дидура, неаполитанского баса, голос которого особенно нравился американской публики. Гатти-Казацца был вынужден согласиться. В результате 19 марта 1913 года “Борис Годунов” был впервые поставлен в США. Успех превзошел все ожидания: в течение 27 лет, когда театром управлял Гатти-Казацца, опера Мусоргского постоянно украшала его репертуар. Биограф Тосканини Говард Тоубман назвал постановку “Бориса Годунова” в США “одним из самых блестящих достижений маэстро во время его деятельности в Нью-Йорке” (Howard Taubman. Toscanini. Z. 1951, p.141.).

Патриотический порыв, охвативший Тосканини летом 1915 года, когда Италия вступила в первую мировую войну, побудил его, пренебрегая опасностью, вернуться на родину. Организуя концерты в пользу раненых и беженцев, выезжая с оркестром на передовую, Тосканини стремился помочь народу, в первую очередь самым обездоленным.

Известна древняя поговорка “когда пушки гремят, музы замолкают”.

(Inter arma silent Musae)

Как утверждает биограф музыканта Г.Закс, “в период с весны 1915 года до весны 1920 года музыкант создал меньше, чем ранее он создавал в течение одного года и это меньшее он находил бесполезным и слабым” (H.Sachs. Toscanini. Z. 1978, p.137.). Увлечение идеей нации и патриотизма побудила его выставить свою кандидатуру на парламентских выборах 1919 года. В результате в одном списке с участниками войны, “фронтовиками”, поэтами-футуристами и другими лицами, выдвигавшими радикальные и демократические лозунги, имя Тосканини оказалось рядом с именем Муссолини, бывшего социалиста, впоследствии ставшего диктатором.

Музыкальная популярность великого музыканта не спасла демофашистов: избирательный список в Милане с треском провалился – фашисты не провели в парламент ни одного депутата. В то же время Тосканини разобрался в создававшейся обстановке, понял, что “революционные” лозунги в действительности лишь служили для того, чтобы привлечь голоса избирателей, и скрывали националистическую и реакционную сущность фашизма. Случилось неизбежное. Великий музыкант порвал все связи с Муссолини и стал его непримиримым врагом. Впоследствии Тосканини никогда не скрывал своего участия в избирательной кампании 1919 года, осуждал свою ошибку.

Спустя всего несколько недель после прихода Муссолини к власти между Тосканини и фашистами произошло открытое столкновение. Когда группа “чернорубашечников” ворвалась в театр Ла Скала, требуя перед началом спектакля исполнить партийный гимн “Джовинецца” (“Молодость”), Тосканини не только ответил резким отказом, но и пригрозил своей отставкой. Заявление Тосканини произвело большое впечатление. 9 декабря 1922 года газета “Avanti” отметила: “Тот факт, что наш крупнейший театр лишается самого великого маэстро, которым в настоящее время располагает Италия, вызывает повсюду сожаления и осуждения”. Еще больший резонанс получило заявление Тосканини во время избирательной кампании фашистов 21 апреля 1924 года, в день, объявленный Муссолини официальным праздником – Днем Империи. В ответ на требование исполнить “Джовинеццу” Тосканини ответил:

“Ла Скала – не пивная. Здесь не занимаются фашистской пропагандой. Я и не подумаю играть гимн с моим оркестром.”

Подобные столкновения происходили многократно. Свою непреклонную решимость противостоять приказам “вождя” Тосканини проявлял в течение всего “черного двадцатилетия”, периода существования фашистского режима. Все эти страшные годы Ла Скала был как бы маленьким островком в океане фашистского произвола, а сам Тосканини стал символом сопротивления фашизму, продолжателем традиций Гарибальди, освободительных традиций итальянского народа. Именно поэтому Муссолини и другие фашистские главари питали к нему глубокую ненависть.

14 мая 1931 года во время ярмарки в Болонье на него было совершенно покушение.

Перед второй мировой войной Тосканини эмигрировал в США. Многочисленные выступления оркестра Эн-Би-Си, которым руководил великий музыкант и которые тайно слушали в порабощенных странах Европы, вдохновляли силы Сопротивления. Героическая оборона Ленинграда и Сталинграда произвели на итальянского музыканта огромное впечатление. Он надеялся, что в результате победы во второй мировой войне в Советском Союзе восторжествуют демократические силы, произойдут глубокие перемены и он сможет посетить нашу страну.

Уже 19 июля 1942 года в передаче, звучавшей на весь мир, оркестр Тосканини исполнил Седьмую (ленинградскую) симфонию Д.Шостаковича. Тосканини четко проводил различие между итальянским народом и национал-фашистской партией. Свои взгляды он развил в обращении “К народу Америки”, опубликованном в популярном (издававшемся тиражом свыше трех миллионов экземпляров) журнале (“Life”) “Лайф” 13 сентября 1943 года.

Поводом для обращения послужило решение короля Италии Виктора-Эммануила III назначить премьером-министром маршала Бадольо, человека, который был скомпрометирован многолетним сотрудничеством с фашистским режимом. Доказывая, что установление фашистского тоталитарного строя в Италии стало возможным в результате измены монархии и консервативных кругов демократическим традициям Рисорджименто, Тосканини утверждал, что король и маршал Бадольо “никоим образом не могут быть отделены от фашистской и милитаристской клики и представлять итальянский народ”. Он выразил уверенность, что подлинные патриоты Италии не удовлетворятся смещением Муссолини и устранят все причины, приведшие к установлению в Италии тоталитарного строя. Призывая американцев быть справедливыми и беспристрастными в отношении Италии, великий музыкант выразил надежду, что, действуя таким образом, американцы помогут Италии вернуться в “семью свободных наций”.

Снимаясь в фильме “Гимн наций” (на слова одноименной кантаты Джузеппе Верди), Тосканини включил в него недостающие мотивы гимнов союзников, а в тексте “Гимна Гарибальди” изменил одну строку: вместо “О Италия, о моя прекрасная Родина!” он написал: “О Италия, О Родина, которую предали…” и потребовал от певцов особо выделять эту строку. (H.Sachs. Toscanini. Z. 1978, p. 281-283).

Этот эпизод характеризует взгляды маэстро и его поведение как во время Второй мировой войны, так и в первые послевоенные годы. В ответ на переданное по радио обращение к нему группы миланских музыкантов с призывом вернуться на родину и способствовать скорейшему восстановлению Ла Скала, серьезно пострадавшего от воздушных бомбардировок августа 1943 года, Тосканини направил миланцам специальное послание.

Поскольку это послание никогда не упоминалось в работах советских авторов и никогда не появлялось на русском языке, мы позволим себе привести его текст полностью.

“Это Вашего послания, хотя и дошло до меня в неполном виде, глубоко меня взволновало. Я всегда поддерживал с Вами тесную духовную связь в течение этих скорбных лет борьбы, горя и отчаяния. Даже в самые страшные минуты я никогда не сомневался в том, что итальянские патриоты внесут свой благородный вклад в дело борьбы за свободу в мире в час расплаты с нацистко-фашистской тиранией. Пример многих тысяч итальянских патриотов, героически погибших, сражаясь бок о бок с воинами союзных армий, та непреклонность и дисциплинированность, которую вы, миланцы, проявили в дни восстания, скорое и неумолимое правосудие, совершенное над главными фашистскими преступниками, все это полностью убедило меня в том, что идеалы Каттанео, Гарибальди и Мадзини будут осуществлены вами и итальянским народом. Все следы позорного и предательского прошлого должны быть уничтожены. Правосудие также требует, чтобы были привлечены к ответственности за участие в преступлениях фашистов против итальянского народа все те лица, которые в течение двадцати скорбных лет оказывали моральную или материальную поддержку фашистской тирании, как предоставляя ей оружие, так и поддерживая ее власть с тем, чтобы обмануть, поработить и угнетать итальянский народ, все они должны быть привлечены к ответственности как за соучастие в преступлениях фашизма, так и за все те нарушения Статута (Конституции Итальянского королевства. – М.А.), которые привели к тому, что итальянский народ стал первой жертвой нацистско-фашистского террора. Вы, миланцы, начав в 848 году восстание против германской тирании, вполне заслужили то, что честь завершить в 1945 году дело нашего Рисорджименто выпала на вашу долю. И я буду счастлив и горд вернуться к вам как гражданин свободной Италии, а не как подданный королей и князей Савойской династии”. (Российская Государственная библиотека. Отдел рукописей. Фонд 709 (А.К.Соловьевой), опись I, дело 2.Andrea della Corte. Toscanini visto da un critica Torino, 1958, p. 338).

Тосканини вернулся в Италию в апреле 1946 года, вскоре после того, как было принято решение о назначении на 2-ое июня всенародного референдума по вопросу о будущем конституционном устройстве Италии (республика или монархия). Несомненно, что, ускорив в свой приезд, великий музыкант открыто высказался в поддержку сторонников республики. Этой же цели объективно послужило и торжественное открытие Ла Скала 11 мая 1946 года, осуществленное под руководством Тосканини и превратившееся в событие национального значения.

На состоявшемся второго июня 1946 года референдуме итальянский народ высказался за объявление Италии демократической и парламентской республикой. Свой вклад в это историческое событие внес и великий итальянский музыкант, патриот и демократ Артуро Тосканини.

Михаил А. ДОДОЛЕВ,

доктор исторических наук,

ведущий научный сотрудник

ИВИ РАН – специально для ИД “Новый Взгляд”.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЗАПАСАЙТЕСЬ ВАЛЕРЬЯНКОЙ. КОРОЛЬ УХОДИТ!
День добрый!
В газету “МузОБОЗ”
Во-первых я говорю: “Здрасьте, дорогие мои”!
НОЧНАЯ ЖИЗНЬ. ХИТ-ПАРАД
САБИНА – ДЕВУШКА ИЗ КОСМОСА
ГРУППА КРОВИ? ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ!!!
НОВОГОДНИЕ ПРАЗДНИКИ
MODERN TALKING 12 ЛЕТ – ЭТО НАДО ОТМЕТИТЬ!
СТАНЬ ВЫШЕ НА ГОЛОВУ!
1996: ГОРЯЧАЯ ДВАДЦАТКА
О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЛИ СТАРЫЕ МОРЯКИ
СРЕДИ ЧУЖИХ, СРЕДИ СВОИХ ОНА ВСЕГДА РАВНА САМОЙ СЕБЕ


««« »»»