СРЕДИ ЧУЖИХ, СРЕДИ СВОИХ ОНА ВСЕГДА РАВНА САМОЙ СЕБЕ

(Интервью во время турне “За будущее свободной России”)

Людмила ГУРЧЕНКО наплевала на всех. Она не стала такой, как все. Она всегда обгоняла современников на целую голову. Она владеет такой штучкой, которая поднимает ее в небеса. Это кураж – нерв и вызов. Она самая молодая среди молодых и самая старая среди стариков. Наш отрыв от Гурченко со временем не стал меньше. Она не с нами, а значит, против нас. И вот при такой “географии” мы ее любим. Она знает это, но по-прежнему верна себе: дразнит и показывает язык.

Я включаю диктофон.

Будь что будет!

“Секрет”: Вы часто отказываете журналистам?

Л.Г.: Только это и делаю. Говорить не с кем. Приходят люди, задают одинаковые тоскливые вопросы.

“Секрет”: Например?

Л.Г.: Пожалуйста. Как это вы попали в одну компанию с Кинчевым, Скляром, Кикабидзе, Малининым?..

“Секрет”: …Харатьяном, Боярским… Вам не кажется, что вас спрашивают на самом деле о том, как это ВЫ – и вместе с рок-музыкантами? Ведь это неприлично?

Л.Г.: Я всегда восхищалась смелостью рок-музыкантов, их мужественностью. Это люди, которые сами пишут, сами устраивают свою жизнь. Как сказал Кинчев, сжигая все мосты, только вперед… Оглядываться нет времени…

“Секрет”: Простите… На вас не влияет так называемое общественное мнение?

Л.Г.: Когда-то я на это попадалась: “Вот он такой, она такая”. Но я и о себе слышала невероятные вещи! Слава Богу, я опомнилась, или, как по-украински говорят, схаманулась. “Схаманитесь, люди” – одумайтесь! И теперь я вижу только то, что вижу сама. И слышу только то, что слышу…

Я уже столько раз слышала о себе: “живая легенда”… Тут ничего не поделаешь… После “Карнавальной ночи”, не к столу будет сказано, прошло сорок лет! Для меня люди моего возраста… уже вышли (шепотом) в тираж… Они не могли бы сидеть рядом со мной…

“Секрет”: Почему?

Л.Г.: Практически каждый человек моего возраста хочет подойти ко мне и сказать: “Вы знаете, мы родились с вами в одном году!” Или: “Мы были подвостками, когда вышва “Карнавальная ночь”!” Понимаете! Ни одного зуба, а они “подвостками”! Я к этому привыкла и стараюсь гасить раздражение. Иначе просто сойдешь с ума! Сгорбишься, возьмешь палочку и похромаешь…

“Секрет”: А когда вы начинали свою карьеру…

Л.Г.: Начинала свою жизнь…

“Секрет”: …вы думали о том, как вас будут называть через много лет? Разве вам не хотелось быть “легендой”?

Л.Г.: Нет. Мне казалось, я буду вечно молодая. Я решила, что, когда мне будет 30 лет, я себя уничтожу. Это же ужас – 30 лет! А потом настало 30, и я подумала: “Ничего! Ничего! Интересно даже!” Ну ничего – в 40 уничтожу. А в 40… Вдруг открываются какие-то широты, какие-то шлюзы. Вот если Кинчев еще идет вперед, “сжигая мосты”, то я, “сжигая”, оборачиваюсь назад. Я точно так же шла, как он. Я даже увидела себя в нем, в чем-то…

“Секрет”: Вот интересно… Как вы думаете, если бы перед журналистами сидели, скажем, Филипп Киркоров, Маша Распутина и др., был бы несколько другой тон?

Л.Г.: Это был бы тон вообще ужасный.

“Секрет”: А мне кажется – нет!

Л.Г.: Когда человек открывает рот, с него все облетает: и татуировки, и серьги… И вот все облетело, а что осталось? Открывает рот, и “туши свет”?! Другое дело – те, кто сами пишут. Кинчева я знала лучше всех… Он был мне интересен тем, что он один из первых. Он один из первых пошел таким резким ходом. Резким, вызывающим. Даже то, что он в костюме паяца выходит. То, что он не стесняется – что он Артист, Паяц! Шут! Даже в этом есть позиция.

“Секрет”: Официально десять лет вы ничего не делали. А я хочу спросить: что вы делали все эти десять лет?

Л.Г.: А вы спросите, чего я не делала… Я была “шестым лебедем справа”, работала в массовке, озвучивала… работала в театре киноактера. Потом меня лишили и этого заработка. Три сезона я выступала в театре “Современник”. Прошла там очень хорошую школу и поняла, что я далеко не чудо, в смысле всего: характера, профессии. И я созрела… вот в этих бедах я закалялась как человек. Вот если б я сломалась, допустим, стала пить… Но, к счастью, нутро у меня здоровое. Это от родителей. Конечно, жить и знать, что существуешь, что можешь и не докричаться… Тебя не слышат и не видят!.. Это, я вам скажу, не слабо. Немногие прошли через такое и выжили… Я и песни стала писать… от несчастья.

“Секрет”: А концерты для заработка…

Л.Г.: Это страшное дело! Страшное! За 50 копеек тебя могут уничтожить. “Почему вы так давно не снимаетесь? Вы что, спились?” Конечно, были поклонники, которые сидели на всех концертах. В определенной степени это подхлестывало. Но в результате я свою жизнь срежиссировала, я выстроила всю свою жизнь. И все мое осталось при мне.

“Секрет”: В вашей жизни был Режиссер?

Л.Г.: Меня увидел Пырьев в коридоре “Мосфильма” – это случай. Господин случай. Я шла в этих своих юбках, с тоненькой талией, на каблучках… Я благодарна Трегубовичу, царство ему небесное, который взял меня в “Старые стены”, потому что именно тогда началась моя вторая волна, вторая волна жизни.

“Секрет”: А Михалков?

Л.Г.: Михалков – это вершина… Михалков, Андрон Кончаловский! Понимаете, после них было очень, очень тяжело… Потому что они понимали меня как человека, как актрису… Как женщину, не нашедшую… постоянного партнера… Понимаете? Я исчезала, пряталась, долго была одна, потом возрождалась из пепла…

“Секрет”: А “Пять вечеров”? В этом фильме у вас замечательны дуэт с Любшиным.

Л.Г.: Знаете, это моя первая картина, где были репетиции. Обычно их нет, бах-бах-бах и все, снято! Никита в то время снимал “Обломова”, а ночами репетировал с нами. Мы, как в театре, разбирали пьесу, сценарий. Разбирали мизансцены. А потом пришли в павильон… и я знала все! Про эту женщину я знала все! У меня все изменилось… Группа крови, мышление, давление. Я была другим человеком. В моем доме был ад! Потому что я уже была не я. Я разговаривала, задавала вопросы, как другой человек. В меня вселилось нечто… И самое трудное – выйти из этого, сбросить с себя и остаться голой… В это время тебя может уничтожить любой… Ты несчастная. Несчастное существо после роли… Любой укол, взгляд… Я умираю после таких работ… Но у нас не Запад, и мы не можем лежать в нервных клиниках.

“Секрет”: У нас можно на кухне посидеть…

Л.Г.: Хотя бы так. С подругой, которой можно все сказать.

“Секрет”: А дочь не подходит? Она не стала актрисой?

Л.Г.: Нет. У нее хватило ума… Она могла бы быть довольно средней актрисой с замечательной внешностью, не чета мне. Но она вовремя сообразила… Мне вот не дано быть женой или матерью. Я все отдаю там… Я выхожу потрепанная, никому не нужная…

“Секрет”: Вы дружите со своей дочерью?

Л.Г.: Там другая семья, там все другое. Так мило все, хорошо. Но… у нас не было никогда дружбы, которая может быть между матерью и дочерью. Я слишком была занята другими проблемами.

“Секрет”: Можно интимный вопрос?

Л.Г.: Да. Конечно.

“Секрет”: С каким настроением вы просыпаетесь?

Л.Г.: С ужасным. К вечеру становится получше. Иногда. Но с утра – ужасно: сразу надо что-то делать. Бежишь в душ. А в голову лезет… вообще жить не хочется…

“Секрет”: А что вы делаете, когда нечего делать?

Л.Г.: Лежу, коплю энергию. Читаю. Думаю, думаю… заснуть не могу, очень тяжело заснуть… Что я делаю? Я купила два платья здесь, в туре, в Перми, между прочим! Я сегодня была в новом платье, оно сшито из этих двух, на руках (!).

“Секрет”: Извините, я не обратила внимания.

Л.Г.: Да? Очень жаль!

С этими словами Людмила Марковна удалилась и, вернувшись, принесла изящное платье, простое, узкое и длинное. Представить себе, что оно “родилось” от двух простеньких сарафанчиков, просто невозможно!

“Секрет”: У вас вкусы сильно менялись в зависимости от времени?

Л.Г.: Нет. Я люблю перья, блестки, кружева, всякие штучки. Есть, конечно, и повседневные вещи, например джинсы. Но джинсовую ткань я так употребляю, что все равно получается не “как у людей”. Мне не идут стандартные вещи. Все, что продается, мне не подходит… Вот Юдашкин, пожалуй, мыслит так, как я! Он мне делает концертные костюмы.

“Секрет”: Когда вы смотрите на молодых барышень, они вас не раздражают?

Л.Г.: Некоторые раздражают. Понимаете ли, в этом плане я человек старомодный. Мне важна в женщине нежность, скромность… Как мой папа говорил: “Она должна долго сопротивляться”.

“Секрет”: Поведение женщины обусловлено поведением мужчины. Мужчины не изменились?

Л.Г.: Мужчина стал заурядным и пресным. Это я могу констатировать. Мне вообще никто не нравится. Я мужчин не вижу! Я говорю про массу! Но… вот отдельные представители… Кинчев, Скляр…

“Секрет”: А вы могли бы влюбиться в молодого мужчину?

Л.Г.: У меня нет мужчин моего возраста, я не знаю, где они?! Не знаю. Я с мужчинами, с которыми… я даже не знаю, сколько им лет. Я думаю, что они старые, а потом выясняется, что они молодые!

“Секрет”: Вы часто влюблялись?

Л.Г.: Нет. Я очень привязываюсь. Такие периоды были, когда одна была, но сколько же можно одной – год, два?

“Секрет”: В развале отношений вы склонны упрекать себя или “его”?

Л.Г.: Со мной происходила одна и та же история: не попадался мужчина, который бы в какой-то момент не захотел мне доказать, что он нечто большее, что я о нем еще услышу… что-нибудь такое, понимаете? Я всегда была главной в семье, деньгодателем каким-то! Как можно по-другому, когда я приношу домой деньги. Это неправильно, но у меня иначе не получалось.

“Секрет”: А сейчас?

Л.Г.: Сейчас… есть человек, который работает для меня и на меня. Это что-то новое. Я к этому привыкнуть не могу.

“Секрет”: Мне 30 лет, и кажется, что у меня еще все будет. Вроде как уже все было, а с другой стороны, кажется, что все это еще “репетиция”?

Л.Г.: Так и будет. А потом, в какой-то момент, вдруг понимаешь, что уже ничего не будет. А только внутренняя сила, внутренняя собранность, опыт, помноженный на годы, на потери, только тогда начинаешь какой-то четвертый этап жизни. Самое главное – быть современным человеком, это самая большая загадка… Человеку 30 или 25 лет… с ними скучно! С ними “спать хочется”! Понимаете?! И наоборот. Майя Плисецкая! Это же с ума можно сойти! Ведь она потрясающе современна, она впереди всех!

Так что – вперед! И только вперед!

Интервью вела А.ПАНФИЛОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЗАПАСАЙТЕСЬ ВАЛЕРЬЯНКОЙ. КОРОЛЬ УХОДИТ!
День добрый!
В газету “МузОБОЗ”
Во-первых я говорю: “Здрасьте, дорогие мои”!
НОЧНАЯ ЖИЗНЬ. ХИТ-ПАРАД
САБИНА – ДЕВУШКА ИЗ КОСМОСА
ГРУППА КРОВИ? ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ!!!
НОВОГОДНИЕ ПРАЗДНИКИ
MODERN TALKING 12 ЛЕТ – ЭТО НАДО ОТМЕТИТЬ!
ДЕМОКРАТИЗМ И ПАТРИОТИЗМ АРТУРО ТОСКАНИНИ
СТАНЬ ВЫШЕ НА ГОЛОВУ!
1996: ГОРЯЧАЯ ДВАДЦАТКА
О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЛИ СТАРЫЕ МОРЯКИ


««« »»»