АРТУРО ТОСКАНИНИ И “ИНТЕРНАЦИОНАЛ”

В немногих статьях и очерках последнего десятилетия, посвященных жизни и творчеству Артуро Тосканини, не упоминается тот факт, что великий итальянский музыкант, “дирижер двух континентов” высоко оценивал художественные качества “Интернационала”. Написанная в июне 1871 года, вскоре после разгрома Парижской Коммуны, рабочим Эженом Потье, эта песня впоследствии (после того как на ее слова руководитель музыкального хора Лилля Пьер Дегейтер написал музыку) стала гимном трудящихся всех стран, а после Октябрьской революции 1917 года также государственным гимном нашей страны.

Опасаясь преследований (увольнения с работы), Дегейтер даже не указал своего имени, и его авторство было признано по суду только в 1922 году. К этому времени в Италии была установлена фашистская диктатура. По-видимому, это обстоятельство привело к тому, что выдающийся музыкант, один из руководителей миланского театра Ла Скала познакомился с “Интернационалом” сравнительно поздно, после того как он эмигрировал в США. По воспоминаниям его друга, одного из деятелей итальянского рабочего движения, нелегально побывавшего в июле 1920 года в Советской России и беседовавшего в Кремле с В.И.Лениным (этому эпизоду Борги посвятил в своих воспоминаниях целую главу), Армандо Борги, Тосканини впервые услышал “Интернационал” во время второй мировой войны после одного из концертов, сопровождавшихся антифашистским митингом.

Тосканини обычно по принципиальным соображениям уклонялся от исполнения “партийных” гимнов, полагал, что они не имеют большой музыкальной ценности и крайне банальны по содержанию. Действительно, большое число подобных произведений, в свое время пользовавшихся популярностью и поддержкой официальных властей, в настоящее время давно забыты, а их авторы остаются неизвестными. Из-за своего категорического отказа исполнять такие произведения, как “Королевский марш” или “Молодость”, ставшую в период наступления реакции гимном национал-фашистской партии, Тосканини неоднократно вступал в конфликт с властями, что привело, в конце концов, к покушению на него в Болонье 14 мая 1931 года и к вынужденной эмиграции.

В конце 1942 года Тосканини получил от Национальной радиовещательной компании США (Эн-би-си) предложение исполнить со своим оркестром “Гимн Наций” Верди, написанный еще в 1862 году. Музыкант с удовольствием принял это предложение и с тем, чтобы усилить его антифашистское звучание, решил дополнить его мотивами официальных гимнов всех стран антигитлеровской коалиции, в том числе и Советского Союза. 31 января 1943 года оркестр Тосканини исполнил это произведение. И именно тогда великий музыкант, сын гарибальдийца и восторженный поклонник национального героя Италии Джузеппе Гарибальди, выступавшего в защиту Парижской Коммуны и называвшего Интернационал “солнцем будущего”, решил осуществить оркестровку пролетарского гимна.

Вопреки утверждениям некоторых биографов Тосканини к осуществлению своего решения маэстро готовился весьма тщательно. Он изучил не только текст пролетарской песни, но и ее происхождение и историю. По его просьбе Армандо Борги вместе с французскими друзьями подготовил специальное исследование “Об источниках Интернационала”. Исследование произвело на маэстро большое впечатление, и он немедленно приступил к подготовке пролетарского гимна к исполнению оркестром Эн-би-си. 7 ноября 1943 года, в годовщину Октябрьской революции, гимн был исполнен в студии “Рокфеллер-Центр” в Нью-Йорке в качестве увертюры ко второму концерту Тосканини. Спустя несколько дней, 24 ноября 1943 года, дирижер направил Борги специальное письмо. Текст этого письма говорит сам за себя:

“Дорогой синьор Борги! По велению судьбы мой второй концерт сезона совпал с памятной датой 26-й годовщины Русской революции. Сегодня же я узнал от Вас, что день, когда я впервые дирижировал исполнением “Интернационала”, совпал также с 56-летием со дня смерти Эжена Потье. Могу ли я быть более счастливым! Благодарю за то, что Вы заранее прислали мне сборник, в котором опубликована Ваша статья “Об истоках Интернационала”. Замечательно. Впечатляюще и ободряюще. Очень и очень хорошо. Ваш знак уважения мне в высшей степени приятен. Сердечно жму Вашу руку. Ваш Артуро Тосканини”.

Как позднее уточнил сын музыканта Вальтер, это исполнение “Интернационала” не имеет ничего общего с тем, что в середине декабря 1943 года при издании “Гимна Наций” Верди было в отрывках записано на пластинку. Руководители военной цензуры США (Office of War Internation) потребовали от Тосканини изъять из фильма мотив пролетарской песни под тем предлогом, что в Советском Союзе “Интернационал” как государственный гимн в 1943 году был заменен другим произведением. По словам сына Тосканини, “мой отец, естественно, отклонил это оппортунистическое требование политиканов”.

История исполнения “Интернационала” в Нью-Йорке в 1943 году доказывает, что в борьбе против фашизма, за мир и солидарность народов великий итальянский музыкант всегда вдохновлялся подлинно художественными произведениями. Не случайно 25 июля 1943 года, в день падения диктатуры Муссолини, на афишах миланского театра Ла Скала, которым в течение многих лет руководил итальянский музыкант, появились печатные листовки с призывом “Да здравствует Тосканини! Тосканини, возвращайся!”

Михаил А. ДОДОЛЕВ,

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник

ИВИ РАН – специально для ИД “Новый Взгляд”.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЗАПОМНИМ ЭТИ ИМЕНА
МСТИСЛАВ РОСТРОПОВИЧ
Привет, МузПравда”!
Здравствуйте, Отар Кушанашвили и Евгений Юрьевич Додолев!
Здравствуй, дорогая редакция!
УИК-ЭНД
LAST WEEK END
АХ ЛЕТО, ЛЕТО
КОГДА МАСКИ СНЯТЫ
ПРИЯТНЫЙ ГОЛОС НА ДРУГОМ КОНЦЕ ВОЛНЫ
НОВОЕ “PRESS-PARTY” АНДРЕЯ ВУЛЬФА
ЗДЕСЬ МИФ – РЕАЛЬНОСТЬ, А РЕАЛЬНОСТЬ – МИФ
ЕЩЕ РАЗ О СОБЫТИИ
“ДУРЕНЬ” В “ГОРБУШКЕ”
УЛЫБКА АИДЫ ЧЕРНОВОЙ
ПРО НЕУДАЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ СКРЕЩИВАНИЯ
КОЛЕЯ ЭТА – УЗКАЯ, НО ПО НЕЙ ЛУЧШЕ ИДТИ ВЧЕТВЕРОМ
Здравствуй МузПравда!!!
Привет, подружка!
Здравствуй, ““МузПравда”!
ГДЕ МУЗЫ ОБЛЮБОВАЛИ СОРТИРЫ
МУЗОН ПРОТИВ КИСЛЯТИНЫ
МУЗЫКАНТЫ ПИШУТ ДЛЯ “ЖИВОГО ЗВУКА”
ВЧЕРА И СЕГОДНЯ ТЕАТРА СЕРГЕЯ ОБРАЗЦОВА
ЧЕЛОВЕК ИЗ МИНИСТЕРСТВА, ИЛИ ОБ “УТРЕННЕМ КОФЕ” ИЗ ВАШЕГО… РАДИОПРИЕМНИКА
В КРЕМЛЕ ЗАЗВУЧИТ РОК-Н-РОЛЛ БРАЙАНА АДАМСА


««« »»»