ВРЕМЯ ТРАУРНЫХ ЛЕНТ

Общий социальный фон прошедших недель выглядел значительно более мрачно, чем обычно. Крупные техногенные катастрофы сфокусировали внимание общества на усиливающейся деградации российской индустриальной и технологической сфер. В этой связи российские власти, явно встревоженные возможностью острой социальной реакции, предоставили небывалые материальные компенсации семьям погибших горняков на шахте “Зыряновская”. Одновременно в боевую готовность были приведены спецподразделения МВД в Кемеровской области, а также, после авиакатастрофы, в Иркутске. В этих регионах была ограничена продажа алкогольных напитков; государственные комиссии по расследованию данных катастроф возглавили чиновники самого высокого ранга: в Кузбассе – вице-премьер О.Сысуев, в Иркутской области – сам премьер В.Черномырдин.

Вплотную сталкиваясь с реальными процессами в экономике и политике страны, российская элита, судя по всему, достаточно пессимистично оценивает будущее. Пессимистические умонастроения нашли зримое выражение в ряде публикаций, появившихся в отечественной прессе, в частности, в статьях Г.Павловского (“Независимая газета”), А.Бовина (“Известия”). В этих публикациях подчеркивается, что внутренние раздоры в элите приобрели фактически необратимый характер и угрожают обернуться борьбой на самоуничтожение, для чего вполне достаточно накопленных за годы ельцинских реформ компрометирующих материалов на все политико-финансовые кланы.

Фактором обострения ситуации оставалась и сложная ситуация на российском финансовом рынке, а предпринимаемые властями, и в частности Центробанком, меры для ее исправления крайне усилили напряженность как внутри российского бизнес-класса, так и в его взаимоотношениях с властью. Показателем напряженности стали результаты прошедших 2 декабря переговоров между руководством Центробанка (ЦБР) и крупнейшими банкирами (В.Виноградов, В.Гусинский, А.Казьмин, В.Потанин, А.Смоленский, М.Ходорковский). Большинство банкиров высказали ряд серьезных претензий к государству, особенно в связи с его политикой повышения ставок рефинансирования и ломбардного кредитования, а также увеличения норм резервирования валюты. Фактически итоги этой беседы можно было бы расценивать как начало новой “банковской войны”, на этот раз между ЦБР и коммерческими банками.

Тактика российского премьера была в целом вписана в политическую линию президента Ельцина, к которому Черномырдин, безусловно, сохраняет лояльность. Премьер-министр выдерживал главную позицию российского президента, нацеленную на создание в глазах Запада позитивного образа России как страны, которая сохраняет и в условиях кризиса своего финансового рынка стабильность и надежность в качестве партнера.

Черномырдин в паре с президентом принял решение (по которому уже подписан указ) о выплате компенсации вкладчикам Сбербанка престарелого возраста. Этот шаг тоже расценивается как демонстрация устойчивости и надежности российской финансовой системы.

Важную роль играл российский премьер и во внешней политике. Его визит в Белоруссию, где на заседании Исполкома Союза России и Белоруссии был одобрен проект совместного бюджета, подтвердил линию премьера на интеграцию двух государств. После достижения своих стратегических целей, направленных на ослабление “младореформаторского” крыла, Черномырдин, как считают некоторые эксперты, подошел к критической точке, за которой дальнейшее ослабление “младореформаторов” становится ему по ряду причин невыгодным.

Российские “младореформаторы”, активизированные на поле игры с МВФ и влиятельными западными финансовыми корпорациями, выполняют в нынешней стратегии Черномырдина, как отмечалось в прессе, роль “пожарных” (“потушат и уедут”).

“Молодые реформаторы”, очевидно, стали заложниками этой ситуации. Де-факто их позиции выглядят крайне слабыми не только в силу разоблачительных кампаний, жертвами которых они стали, но и благодаря тому немаловажному обстоятельству, что Чубайс и Немцов, ответственные за выполнение известного указа президента о погашении долгов по заработной плате работникам бюджетной сферы до 1 января 1998 г., не справились с заданием. Потерпела поражение и их финансовая стратегия: противники “младореформаторов” с полным основанием ставят в вину им беззаботность и непрофессионализм, из-за которых Россия в результате финансового кризиса потеряла миллиарды долларов своих золотовалютных резервов.

Наиболее мощный рывок совершил министр внутренних дел А.Куликов. На заседании правительства он представил поддержанную премьером программу по усилению борьбы с преступностью и потребовал дополнительных полномочий по контролю за ходом приватизации.

Кризисная ситуация в российской элите весьма противоречивым образом отразилась на состоянии российской оппозиции. С одной стороны, все ее сегменты заметно активизировались. С другой стороны, оппозиция явно потеряла темп в диалоге с властями по поводу самого принципиального вопроса – вопроса о проекте бюджета-98. Во-первых, абсолютно не нашла поддержки инициатива “Яблока”, нацеленная на новое обострение борьбы вокруг бюджета. Во-вторых, появились весьма красноречивые свидетельства о расколе внутри левоцентристской оппозиции, вызванном включением в бюджетный процесс губернаторского корпуса, который по просьбе Черномырдина провел теневые консультации с рядом левых депутатов-одномандатников и добился того, что, несмотря на решение о солидарном голосовании, принятом фракцией КПРФ, немалая часть ее депутатов выступила в поддержку бюджета, фактически обеспечив его прохождение в первом чтении.

Судя по всему, усиливается противостояние внутри руководства фракции КПРФ по поводу позиции, занимаемой выдвиженцем фракции, спикером Думы Г.Селезневым, высказывающим открыто проправительственную точку зрения на бюджет и демонстративно высоко оценивающим роль и перспективы компромисса между властью и оппозицией, в частности, работу так называемой “большой четверки”. По мнению ряда экспертов, в том числе и внутри КПРФ, нынешняя линия Селезнева в значительной мере напоминает эволюцию Рыбкина. Возможно, что в дальнейшем под давлением с мест наметившееся противостояние фракции КПРФ и спикера Думы способно перерасти в открытый конфликт.

Департамент политического мониторинга

Фонда “Реформа”.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ОТЧЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРЕЗИДЕНТУ. КОММЕНТАРИЙ
ВОПРОСЫ НОМЕРА


««« »»»