«Три богатыря: ход конем»: Как Юлий и Князь два полцарства возвращали

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Три богатыря: Ход конёмВы ведь помните, как ходит в шахматах фигура коня? Его можно переместить на любое поле доски, на две клетки по горизонтали или вертикали, а потом на одну клетку перпендикулярно этому направлению. Интересно и необычно в коне то, что при каждом своём ходе он меняет цвет поля, на котором стоит. За особенности и отличия ходов конём это выражение даже стало фразеологизмом, так что если мы хотим упомянуть о чём-то внезапном, о каком-либо неожиданном решении проблемы, мы используем выражение “ход конём”. Режиссёр Константин Феоктистов и сценаристы Светлана Саченко и Александр Боярский решили положить это словосочетание в основу сюжета шестого фильма из серии о похождениях славных русских богатырей. Правда, на этот раз в центре внимания не они. На протяжении мультфильма “Три богатыря: Ход конём” нам предстоит провести большую часть времени с полюбившимся ещё со времен  “Алёши Поповича и Тугарина Змея” конём Гаем Юлием Цезарем. Если три богатыря известны своей силушкой, верностью Родине, прямотой, честностью и выбором самых очевидных решений проблем, то Юлий – дело совсем другое. Он не отличается силой, однако всегда готов поразмыслить над ситуацией, решить её невоенным путём или уж на худой конец просто от неё сбежать. Юлий чересчур говорлив (не только по сравнению с другими лошадьми, которые, как правило, совсем не словоохотливы, но и даже с самыми разговорчивыми из людей), довольно труслив, а уж его мнительности нет конца. Впрочем, с этой-то отличительной его черты история “Три богатыря: Ход конём” и началась. Как известно из предыдущих частей, после геройских похождений с Алёшей Поповичем Юлий стал вести мирную и тихую жизнь при Князе Киевском, советуя ему, как дела вести. Князюшка показан человеком нетвёрдым, легко внушаемым, а к тому же во многом похожим на Юлия. Конь подслушивает разговор бояр и начинает подозревать их в измене, о чём незамедлительно докладывает Князю Киевскому. Вместе они предаются полнейшей панике и срочно пытаются спасти ситуацию. Затруднение состоит в том, что в Киеве в это время ни богатырей, ни дружины, ведь все они уехали на задания. Злоключения Князя Киевского и Юлия приводят к тому, что в Киев попадает дуб (озвучивает Дмитрий Нагиев) – известный нам по первому фильму серии мошенник, якобы разыгрывающий два полцарства. Увы, Князь и Юлий – не те личности, которым в руки или копыта можно дать ключ от двух полцарств или  Киева, а рядом с ними оставить живой игральный автомат. Сразу ясно, чем это дело закончилось и кто вышел победителем. Впрочем, как эта парочка решит возвращать Киев, вы узнаете в кино.

В историю вернутся и два брата-близнеца, одинаковых с лица, служащих дубу и живодёрством занимающихся. Из новых персонажей следует отметить пирата Потаню, одного из основных злодеев фильма. Из первой части серии в шестую перекочевали также и цыгане, а одну из них озвучила певица Наргиз Закирова.

Очередной фильм студии “Мельница”, безусловно, оправдывает возложенные на него надежды, но, к сожалению, не более того. То ли времени много прошло с 2004 года, когда  представили “Алёшу Поповича и Тугарина Змея”, в связи с чем взгляд на мультфильмы стал угрюмее и менее восторженным, старым и унылым, то ли новая часть серии действительно отличается чем-то вроде взрослости и совсем несказочности. Прошло десять лет, и в новом фильме мне не хватило доброты и искренности, которая была присуща первым частям серии. Юмора тоже показалось мало, а тот, что был, не всегда вызывал улыбку. Если до этого мы имели дело со злодеями из древних русских сказок и историй, с Тугариным Змеем, со Змеем Горынычем и Соловьём-Разбойником, а также с Шамаханской царицей, то дуб кажется совсем неприятным. Слишком уж оно несказочно, это развращающее общество дерево. Создаётся ощущение, что дуб пришёл в мультфильм из какой-нибудь несмешной комедии о похождениях по мегаполисам нескольких парней-неудачников, которые набрели на игровые автоматы и погрязли в лудомании. Зависимость от игры на деньги – это не самая лучшая тематика для детского произведения, не так ли? В предыдущих фильмах эта сторона жизни могла быть немного затронута, но её не выдвигали на первый план, и это было правильным решением. Был ещё один момент, расстроивший до глубины души. Помните, как в предыдущих частях серии о богатырях восхвалялся русский дух, непоколебимый ни зельями Бабы Яги, ни кознями любой другой нечисти? В мультфильме “Три богатыря: Ход конём” вера в русский дух разрушается, ведь пират Потаня обманом даёт выпить Алёше, Илье и Добрыне некий напиток, от которого они сразу проваливаются в сон. Но как же так? Неужто какой-то жалкий пират может запросто сломить русский дух?

Далее – музыкальное сопровождение. Все фильмы серии отличались особой музыкой, в основе которой лежали русские мотивы, но были они обработаны ритмично и современно. В результате получался достойный и запоминающийся саундтрек. Увы, в “Ходе конём” преобладает именно эта специфическая обработка музыки “под современность”, а русское сказочное начало в ней почти полностью утеряно. Кроме того герои используют отнюдь не русские приёмы сражения (например, Троянский конь), дабы прийти к победе.

Но, разумеется, не обошлось без хороших моментов. Помимо того, что общее впечатление от фильма всё же приятное – смотрится он легко и на одном дыхании, почти не даёт заскучать, и не нужно никакого 3D и других изысков для увеселения зрителей – появились новые необычные персонажи, которых следует отметить отдельно. Это пегасы и неизвестный юноша, который якобы поёт, а окрылённые лошадки прилетают на его голос. Князь Киевский тоже решил спеть свою любимую песенку про Антошку и картошку, ведь Юлий сказал, что пегасы прилетают только к людям творческим. Несмотря на то, что конь уверял его, что ничего из этого не получится, князюшка всё же решился и за свой труд, хоть и небольшой, получил маленького друга-пегасика. Этот эпизод так и светится добротой и надеждой, а кроме того он учит юных зрителей тому, что только собственными усилиями можно достигнуть чего-то, а каждый труд, будь он даже совсем маленьким, воздастся по заслугам. Однако тема крылатых лошадей и человека, поющего для них, к сожалению, не была полностью раскрыта. Пожалуй, задумка была хороша, но из неё можно было вытянуть больше.


Алиса Алейникова

Косплеер, блогер, ищущий смысл в каждом произведении кинематографа, студентка Высшей Школы Экономики с 2016, востоковед.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Отбиваясь от страшных акул
Российский Левиафак!
Как у нас ворует «МегаФон»
Итоги прошедшего года
ФБ-взгляд
Поль Дэгре о санкциях и людях
Апофегей Даниила Страхова


««« »»»