Поль Дэгре о санкциях и людях

Рубрики: [Интервью]  [политика]  

Поль Дэгре

Пока Европа грозит нам пальцем и пугает своих граждан кровожадными русскими, многие ее граждане продолжают нас любить. И не всегда в этом просматривается финансовый или личный интерес. Многие продвинутые европейцы приезжают к нам просто потому, что им здесь нравится.

Французский архитектор Поль Дегрэ наведывается в Россию не первый год. Первый раз он попал в Москву случайно, еще в начале семидесятых, когда приехал в СССР с группой французских архитекторов и предпринимателей. Будучи поклонником конструктивизма, Поль Дэгре не мог отказать себе в удовольствии взглянуть на работы знаменитых русских конструктивистов своими глазами, и когда подвернулась такая возможность, незамедлительно ею воспользовался. По сей день он не может взять в толк, почему некоторые из этих зданий до сих пор находятся в столь прискорбном состоянии.

За первой поездкой последовала вторая, третья, потом Поль стал привозить в Москву своих студентов, обзавелся столичными друзьями и знакомыми, с которыми и коротал на их кухнях долгие вечера. Разговаривали о жизни, искусстве, архитектуре, иногда и конечно же о политике – по убеждениям Поль из левых, даром, что успешный бизнесмен.

Шли годы, СССР распался. В страну пришел капитализм. В тот момент Поль даже подумал о том, чтобы принять участие в реконструкции архитектурных памятников, но реалии оказались слишком жесткими для законопослушного европейца. Однако отношение к России никак не изменилось и даже теперь, когда на дворе холодная война, Поль Дегрэ по-прежнему регулярно наведывается в нашу столицу. Поэтому сам Бог велел поговорить с ним о санкциях, ведь мнение французского архитектора, гораздо ценнее журналистских статей, к тому же во времена конфронтации всегда полезнее говорить с людьми напрямую.

- Как, по-вашему, французы оценивают санкции?

- Трудно сказать, потому что для нас это не тема первостепенной важности. Да, по телевидению об этом говорят постоянно, и в газетах пишут, но люди понимают, что к чему, никто стопроцентно СМИ не доверяет.

- Что по-вашему спровоцировало эскалацию напряженности между нашими странами?

- Это продолжение очень старой истории. Я ведь хорошо помню, как распадалась ваша страна, как отпали балтийские государства… Я в те годы часто отдыхал в Латвии, где жило очень много русских, но латыши постоянно твердили, что это их страна. То есть за всеми сегодняшними процессами просматривается масса накопившихся взаимных претензий.

Россия имперская страна, у нее многовековая история, поэтому она почувствовала себя униженной, когда у нее отняли территорию, тем более, что сделано это было крайне неизящно.

Я лично считаю, что возвращение Крыма закономерно и нормально. И во Франции очень многие разделяют это мнение. Но с остальным сложнее, надо смотреть глубже. Вопрос Украины, по мне, главный камень преткновения сегодня. Но вместо того, чтобы конфликтовать, надо попытаться взглянуть на ситуацию отстраненно, тогда решение найдется.

- Политические осложнения не отбили у вас охоту приезжать к нам?

- Я себя прекрасно чувствую в России, и когда мне говорят про холодную войну, я отвечаю: «не будет никакой войны!». Война между нами невозможна хотя бы потому, что эпоха противостояния коммунизма и капитализма давно закончилась. Везде правит один и тот же капитал, просто остались незакрытые вопросы, проблемы, которые надо решать глядя н ситуацию сверху, в исторической перспективе, а не снизу, воспринимая события в отрыве друг от друга. Наступил 2015 год, семьдесят лет назад Франция как и весь Европейский континент вновь обрели свободу. И все это не утеряло своей актуальности по сей день.

- Есть во Франции люди, которые настроены на войну?

- По-моему нет.

- Но ведь в целом французы поддерживают санкции?

- Нет, не поддерживают, потому что санкциями вопросы не решают. Их можно использовать лишь как аргумент в дискуссии, словно в карточной игре, когда на стол бросается карта за картой. Санкции не должны быть долгими. Я не верю в эффективность таких мер. По мне очень глупо не отдавать «Мистрали». У нас все деловые люди понимают, что контракт должен быть исполнен. Эта ситуация тем более нелепа, что мы регулярно критикуем русских за неисполнение контрактных обязательств. И вдруг сами это делаем! Очень надеюсь, что задержка с «Мистралями » временная.

- Какова по-вашему роль Америки в сложившейся ситуации?

- Как обычно, американцы выступают хозяевами мира. Их надо просто держать в узде и ни в коем случае не идти у них на поводу.

- Но как их держать в узде?

- Жизнь научит их смирению. По мне Украина не должна входить в НАТО. У нее должен быть внеблоковый статус, да и сам блок НАТО надо реформировать.

- Но как?

- Я не знаю как, я же не политик, но ясно, что эпоха НАТО уходит в прошлое.

- У нас уже давно сложилось впечатление, что Америка хочет контролировать Европу. Вы тоже так считаете?

- Конечно хочет, и всегда хотела. Поэтому у нас любят шутить, что Великобритания – это американский авианосец, пришвартованный к европейским берегам. Мы с большим подозрением относимся к Англии, потому что именно она выполняет функции американского посланника.

Страсть к контролю заложена в самой природе Америки, но ее можно сдерживать. Впрочем, главный вопрос в другом, и ответ на него не может быть военным – главный вопрос экономический.

- А в чем заключается этот вопрос?

- Сегодня не политики правят миром, а финансовая сила, из-за которой мы все находимся на грани краха. Первые кризисные всплески мы уже пережили, но дальше будет только хуже. Это и есть настоящая проблема. Во Франции нарастает сопротивление этой тенденции, мы создаем параллельные экономики, но полноценного рецепта пока никто не придумал.

- Как французы сейчас воспринимают русских?

- Да точно так же как и раньше! Мы же русофилы, а когда приезжаем сюда видим, что здесь много франкофилов. И никто не сможет разрушить эти вековые отношения. Ну и потом Россия – это Россия. Не надо требовать от нее невозможного. Мы ее принимаем такой, какая она есть.

- То есть, вы с оптимизмом смотрите в будущее?

- Выхода нет – надо оставаться оптимистом иначе всему конец.

- Есть ли во Франции люди, которые готовы обратиться к правительству с просьбой прекратить холодную войну с Россией? В Германии, например, представители элиты написали письмо Меркель.

- По-моему нет необходимости в таких письмах – мы убеждены, что наши руководители слышат свой народ, а нам вся эта ситуация надоела. Если бы мы и стали писать, то тоже писали бы Меркель, которой давно пора остановиться.

- С какой стати вы стали бы писать Меркель? Не она же правит Францией!

- Сегодня главная задача изменить саму Европу, которая в том виде, в котором она существует, не жизнеспособна. Она кончилась. Надо срочно переходить на новый уровень отношений. И я уверен, что когда Олланд, возвращаясь из Казахстана, делает остановку в Москве, то это вовсе не случайность. Он слышит свою страну. За всей этой ситуацией, если говорить серьезно, стоят взаимоотношения Франции и Германии. У нас разные представления о том как надо руководить Европой и о том, куда мы все идем.

- А каковы эти взаимоотношения? Они силовые?

- Они всегда были силовыми. Так сложилось веками. Поэтому главный вопрос на сегодня, это, как быть дальше, и дискуссия по этому поводу ведется достаточно резкая. Воевать мы друг с другом точно больше никогда не будем, но разговаривать будем очень серьезно.

- Когда вы говорит о силовых взаимоотношениях, то имеете в виду именно Германию?

- Да, Германия доминирует в Европе. Но менее, чем через 10 лет все будет ровно наоборот – доминировать будет Франция.

- Каково будущее Евросоюза?

- Ясно, что если мы будем продолжать в том же духе, то Европа развалится. И поскольку никто не хочет плохого конца, придется менять условия сотрудничества.

- Отведена ли России роль в этом процессе?

- Так в том то и дело, что Россия для нас шанс!! Если мы поведем себя по-умному, то расширим Европу, включив в нее Россию.

Поль Дэгре

- Но ведь во Франции есть люди, которые хотят надавить на нас и высмеивают сторонников компромисса?

- Мнения, конечно бытуют разные. Люди могут думать, что угодно, но я считаю, что не санкции являются настоящей проблемой момента, и их по-любому скоро отменят, потому что они наносят ущерб обеим сторонам. Больше всего смущает в санкциях то, что их диктует, как обычно, Америка. Именно поэтому я говорю, что Европе придется измениться, ей нужно будет объединяться с Россией, что повлечет за собой изменение структуры НАТО, и не факт, что блок НАТО вообще будет нужен. И подобное решение зреет.

- Чтобы бы вы сказали людям, которые думают иначе чем вы?

- Я бы сказал им, что они не видят дальше своего носа. Я им и говорю это постоянно. Ведь у нас во Франции существует двойной дискурс: с одной стороны Россия – замечательная культурная страна, а с другой – жестокое тоталитарное государство. Ну и что? Люди такие, какие они есть, надо просто понимать, куда идти.

- Но кого же все-таки больше? Тех, кто хотят конфронтации с Россией?

- На мой взгляд нет. Сейчас все политические лидеры во Франции бьются за право стать “новым” де Голлем. Нам надоели слабаки. Мы хотим сильного авторитетного лидера, но не хотим авторитаризма. Это важный нюанс.

- И как бы США ни давили на Европу, наша дружба нерушима?

- Один мой знакомый француз, богатый человек, который работает на очень крупную корпорацию и объездил весь мир, вкладывает сейчас все свои деньги в Россию. Он купил себе ферму где-то у вас на севере и говорит, что только в России чувствует себя спокойно. И я его очень хорошо понимаю.

Алевтина ТОЛКУНОВА.

 

P.S. Это интервью было записано до нападения исламистов на редакцию Charlie Hebdo и до многомиллионного шествия, организованного Олландом в защиту свободы слова. На фоне кровавых событий в Париже тема санкций и противостояния с Россией вроде бы отошла на второй план. Но надолго ли?

Создается неприятное впечатление, что Провидение настойчиво пытается объединить Европу в борьбе с общим врагом, одновременно бросая ее в объятия единственного друга. Нетрудно догадаться какого… Когда над территорией Украины сбили «Боинг», тоже могли случиться массовые выступления, во всяком случае европейские СМИ разжигали чувства ненависти к России, как могли. Но здравый смысл победил.

Расстрел маленькой, славной в далекие семидесятые свободолюбивой и никого не уважающей редакции, за которой, к слову сказать. никто не стоял – ни богатый владелец, ни влиятельный рекламодатель, ни многочисленный подписчик, таки поднял волну народного негодования. Но на вопрос «кому это выгодно?» ответы в голову приходят самые разные. Будем надеяться, что наши французские друзья и на этот раз не дадут себя обмануть.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

«Три богатыря: ход конем»: Как Юлий и Князь два полцарства возвращали
Отбиваясь от страшных акул
Апофегей Даниила Страхова
Российский Левиафак!
Как у нас ворует «МегаФон»
Итоги прошедшего года
ФБ-взгляд


««« »»»