РАДИО “АРТ” КАК ПРОВОДНИК КУЛЬТУРЫ

Пару месяцев назад в FM диапазоне зазвучало новое имя – АРТ-радио. В чем же отличие новоявленной радиостанции от коллег, да и есть ли оно?

Да, есть, – утверждают ее создатели. Более того, – пламенно добавляют они, – нам нет аналогов. Попробуем понять.

Формат, то бишь основная направленность станции, – культура во всех ее ипостасях: музыка, театр, ТВ, живопись, культура общения, поведения, стиль одежды. Но превалирует все же музыка, причем преимущественно российская (где-то 60% от общего числа) и хиты зарубежья. Музыка представлена на радио всеми существующими стилями – руководители считают, что если какое-либо течение выжило в конкурентной борьбе с другими, отвоевав себе определенную аудиторию, значит, оно заслуживает внимания, которое ему и уделяют (во всяком случае – предполагают уделять) на радио АРТ. В попсе приоритет отдается лучшим ее образцам, на некоторых низкопробных фанерщиков-исполнителей установлено табу, ибо статус проводника культуры обязывает выбирать самое лучшее. Не будут забыты и рок-н-ролл, и хард-рок, и хэви-металл, и трэш. Однако труднодоступные для восприятия слушателя (со стандартным вкусом) композиции предполагается сопровождать комментариями в отдельной программе. Например, имеющаяся рубрика “Русский шансон” (городская блатная песня) построена по следующему принципу: интервью с певцом, комментарий ведущего и только затем – песня. Недавно в гостях у “Русского шансона” побывал Круг, ожидается появление Розенбаума.

Радио не оправдало бы своей культурной функции, не предоставив звукового пространства для модной ныне электронной музыки (рейв, транс, хауз и прочие направления техно) – музыке, которой Стас Намин в недавнем ТВ-интервью предрекал место отжившего, по его мнению, рок-н-ролла.

Более всего меня заинтересовали перспективы, открывающиеся на частоте 107,4 free modulation для так называемой альтернативной музыки (не могу удержаться от соблазна заметить одноуровневость и согласованность таких слов, как “free modulation” и “альтернатива” – как-то смотрятся они вместе приятно). Но я продолжу. Любой исполнитель-альтернативщик, имеющий записи, может постучаться в дверь АРТ-радио, где музон прослушают и, если сочтут творение рождением музыки, а не китчем и не повторением чего-либо уже существующего, то, вероятнее всего, – будут делать с этим певцом или группой передачу (кстати, за это обещали денег с музыкантов не брать). Под рубрикой “альтернативная музыка” на радио уже отзвучал “Бахыт-компот”.

В наше время, характеризующееся засильем коммерческого музона для коллективов бесспонсорного типа, но играющих Музыку, это единственная возможность быть услышанными.

Помимо перечисленного, эфирное время будет отдано и бардовской песне, и джазу, и классике, которые по-прежнему любимы многими, но на существующих станциях почти не звучат. И опера, и оперетта прольются из приемников, настроенных на волну АРТ-радио, а ретро-минуты всколыхнут, быть может, воспоминания. Ежедневная пятнадцатиминутная передача “Рок-календарь” поведает о событиях разных лет на день вещания.

Лично меня очень заинтересовал подход к отбору ди-джеев. Возрастной ценз ди-джеев невысок (21 – 27 лет), что нельзя сказать о требованиях, предъявляемых к личностям претендентов, – интеллигентность, образованность, профессионально поставленный голос (есть выпускник ГИТИСа). Голос у ди-джея должен быть приятным, провоцирующим воображение слушателя (впрочем, воображение сейчас есть далеко не у всех – книг в компьютерный век читать не принято – откуда же воображению взяться?). Ди-джей же, в свою очередь, должен попытаться представить себе своего слушателя и вкрадчиво беседовать с ним, а не орать в эфир неистово, будто на аудиторию стадиона вещая.

Нести складную, но все-таки чушь, ди-джеям строго воспрещается. Запрета на фотосъемку, показ по ТВ, эдакое рассекречивание образа диск-жокея нет (как, например, на недавно открывшейся, но уже здорово раскрутившейся станции, в контракт с ди-джеями даже включен пункт, содержащий такой запрет). Таким образом, руководство станции не опасается, что визуальный образ ди-джея не совпадет с образом, слушательским воображением нарисованным…

Интересно на АРТ-станции разделение людей вещающих на ведущих-авторов и на собственно диск-жокеев.

Ди-джей работает в прямом эфире – ставит диски, объявляет исполнителя и может позволить себе пару слов; автор-ведущий выступает в роли журналиста, самолично пишущего сценарий передачи, подбирающего тематический материал, берущий интервью, комментирующий композиции (чаще это записанные передачи).

Как я уже отмечала, радио АРТ охватывает все направления культурной жизни. Слоган радио таков – ”Это наше радио” – все сделано, подобрано так, как делают для себя, либо для тех, кого любят.

Обзор культурных новостей, репортажи с премьер, новости кино, театра, моды, странички юмора (уже побывал Е.Шифрин, предполагается использование архивных записей гигантов сатиры Тарапуньки и Штепселя); сказки для детей и колыбельные для них же (рубрика “Сказки деда Пихто”), ТВ-новости. При таком широком охвате культурной жизни – никаких скандалов и политических новостей. Планируется создать театр у микрофона. Тут возникает закономерный вопрос: найдется ли слушательская аудитория у “Театра…” Но это покажет опыт.

Пока вещание осуществляется с 8 до 23 часов, в ближайшее время ожидается переход на круглосуточную сетку.

Радийцы осознают, что выжить крайне тяжело, но они влюблены в радио и верят в себя. Поверят ли в них слушатели?

Анастасия ВОЛГИНА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

“ЭСКАДРОН” В ОТЦЕПЛЕННОМ ВАГОНЕ
“АКУЛЫ ПЕРА” – ЭФИР 29 ЯНВАРЯ, ТВ-6
Танцуют все!
НАТАЛИЯ МЕДВЕДЕВА: МНЕ ВСЕГДА НРАВИЛИСЬ БАНДИТЫ!
Дорогой Вячеслав,


««« »»»