Большой поход на Кремль?

Рубрики: [Книги]  

Обложка книги Додолева «Неистовый Лимонов»

Обложка книги Евгения Додолева «Неистовый Лимонов»

Месяц назад Эдуарду ЛИМОНОВУ исполнилось 70. Евгений Ю. Додолев поздравил по своему: вышла в свет книга «Неистовый Лимонов. Большой поход на Кремль» (М., «Алгоритм», серия «Кремлевский диггер»). Во вступительном слове сказано: «У этой книги по сути несколько соавторов. И самый козырной из них – Эдуард Вениаминович Савенко».

«Частный корреспондент» отметил: «Паззл из мемуарных зарисовок и раритетных «лимонок» экстравагантного писателя, которые он писал в начале 90-х для додолевского «Нового Взгляда», выстроен не просто так, нет, сложен он виртуозно и тенденциозно».

В журнале «Однако» отмечается: «Амбивалентность и желание автора остаться «над схваткой» вообще характерны для книг Додолева, рожденного под Знаком Близнецов. Так, например, он с одинаковым пиететом отзывается и об Александре Невзорове, и о Владимире Соловьеве (второго в «Неизвестном Лимонове» Евгений определил как «ТВ-мэтра»), хотя поставить их на одну ступень что по уровню таланта, что по уровню интеллекта означает нанести суровое оскорбление уроженцу города на Неве. Что касается Соловьева, то в книге представлен его антилимоновский ЖЖ-пост: выспренный и неубедительный, включенный, как кажется, скорее «для комплекта», нежели для смысла».

Додолев и как ТВ-ведущий («Москва-24») остается как бы ускользающим: вычислить его истинное настроение к собеседнику не представляется возможным. Откровенная неполиткорректность компенсируется обаянием. Грубая лесть – очевидной ироничностью. Однако всегда интересно.

Игорь Воеводин описал манеру Додолева как истинный поэт: «Помните бессмертный эпиграф – «Он с одинаковым безразличием признавался как в дурных поступках, так и в добрых – следствие чувства превосходства, быть может, мнимого»? Это о теперешнем Додолеве. Нет, гуляка не принял постриг и мир не перевернулся. Просто ушла поза – осталась суть. Исчезли выверты – появилось чувство. Увы, когда просыхают первые слезы, появляется страсть. Когда наскучивает и она, приходит разврат. Но когда приедается и он, человек либо сходит с ума, либо ищет в прорванной, как сеть, душе, место без пробы».

Но «Неистовый Лимонов» интересен прежде всего ценителям лимоновского литературного дара. Чего стоит хотя бы работа в жанре, который стал популярен у его последователей (и у жен №2 и №3, и у Славы Могутина) – ИНТЕРВЬЮ С САМИМ СОБОЙ. Цитирую: «Зависть? Наверное. Вся эта публика обсуждает с ревностью мои фотографии, «покрой» моей шинели (у которой нет покроя, шинель, да и только), постарел я или помолодел. И то, и другое мне запрещено ИМИ, надзирателями моих нравов… Наши дяди «интеллигенты» похожи на компанию инвалидов: сидя в колёсных стульях на стадионе, они критикуют атлетов: не так, не туда, слишком сильно! …очень смахивают на доходяг-импотентов, дающих советы (кто их трогает? я их в упор не вижу) мужику, сношающемуся с дамой: «Не так! Не туда! Потише! Будь скромнее!» В их компании скорее ревность – импотентов ревность и инвалидов к человеку живому, Лимонову, совершающему живые поступки и активности. Пока у меня бурный роман с Историей (пусть я у этой дамы и не один), они сплетничают обо мне, как скучные соседи. У них у самих ведь ничего не происходит, не о чем даже поговорить. Они мне деньги должны платить, что я есть. «Савенко-Лимонов, конечно, не Ульянов-Ленин», «Лимонов, конечно, не Маяковский» – чего ж вы меня рядом с ним ставите! Теперь о сорока буккерах и ста политиках. Прежде всего что такое «Букер»? «Букер» – унизительная колониальная премия, присуждаемая, кажется, каким-то английским гастрономом в поощрение русским туземцам: как бушменам, или готтентотам, или, кто там отсталый, безлитературный народ: папуасам? Так что я её бы и не взял, не смог бы, пришлось бы отказаться».

Резкий, хлесткий слог Э.Л. не может не доставлять. И доставляет в полный рост.

Любопытно и политическое кредо Лимонова 20-летней давности, извлеченное Додолевым из архивов его «Нового Взгляда»:

«Французские и московские газеты, помогая друг другу ложью, обвиняют меня в «фашизме». Спрашиваю себя: «Я – фашист?» И отвечаю: «НЕТ», ни в строго терминологическом смысле («фашист» – член ф. партии Муссолини 1919 – 1945), ни в бытовом, я не «грубый насильник» – именно так определяют фашистов словари. Если бы я был фашистом, я бы заявил об этом сам. Прямо. Не в моих правилах скрывать свое лицо. Я – русский националист 1994 года со всеми вытекающими отсюда последствиями. Я пришел к моему национализму как к естественной мере самозащиты моей нации от агрессии других наций, как мелких национальностей бывшего СССР, так и мощного антирусского НАСТУПЛЕНИЯ ЗАПАДНЫХ НАЦИЙ (во главе с Соединенными Штатами Америки) на Россию. Помимо национального движения, я не вижу другой силы, способной поднять Россию со смертного одра».

Хороши и характеристики политических оппонентов, вот пример: «Жирный, туго откормленный, вот-вот лопнет, как круто варёная сарделька, явился начальник Зюганов, не званый 1 мая на митинг «Трудовой России» на Октябрьской площади. В сопровождении бульдогов-телохранителей милицейские чины почтительно поддерживали его под локотки, дабы не упал, споткнувшись о цоколь памятника Ленину. Опять после перерыва в два года попал Зюганов в начальники. Гордо несет он все свои не меньше ста килограммов круто варёной плоти».

Банально звучит, но это так – книга читается на едином дыхании.

Одна из рецензий на это произведение начиналась так: «Хочется начать в умершем жанре «пионерских страшилок», которыми пугали друг друга дети на закате советской империи… В бурные-бурные девяностые в черной-черной Москве была буйная-буйная газета «Новый Взгляд». Главредом ее был Евгений Додолев, а одним из авторов – только вернувшийся в Россию из эмиграции Эдуард Лимонов. Спустя почти 20 лет Додолев решил написать о том времени и том Лимонове».

А заканчивается следующим образом: «Из книги невозможно выудить ответ на вопрос, а зачем, собственно, Додолев ее написал. Ведь не из одного же желания преподнести в подарок публике порцию действительно талантливой, первоклассной публицистики 20-летней давности (и авторства не только одного Э.Л.)? И, вероятно, не только затем, чтобы ностальгировать по временам «НВ», который в лучшие времена был действительно весьма ярким и интересным СМИ… А может, все проще? И настоящая причина в том, что «маргинальный политфункционер» Эдуард Лимонов –  это просто самый яркий персонаж из встреченных гламурным функционером элитной медийной тусовки Евгением Додолевым на своем жизненном пути?».

Мне последний вопрос кажется надуманным. Додолев и сам персонаж яркий, и его библиография, пополнившаяся за последние пару лет полудюжиной заметных мемуаров – просто феерический калейдоскоп неожиданных обобщений, развенчанных мифов и переосмысленных фактоидов. И предположу, что ожидаемая в апреле новинка (очевидным образом приуроченная к выдвижению Дины Гариповой на «Евровидение-2013») под названием «Александр Градский. The Голос» (М., «Рикол классик», серия «Хронограф») станет еще одни доказательством очевидного додолевского тезиса о богатстве земли нашей не столько недрами, сколько талантами.

top.oprf.ru.


Олеся Матвеева

Студентка Московского авиационного института (кафедра «Связи с общественностью и массовые коммуникации»). Так как моя будущая профессия предполагает общение с людьми, я поставила себе цель – проверить и развить свои коммуникативные навыки. И, чтобы попробовать себя «в деле», я выбрала интервью.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Fuerzabruta – брутальное счастье
Впервые в нашей стране
Коротко
Перекуем мечи на смычки
Пётр Мамонов. Культовый, если одним прилагательным
Целительные разочарования   


««« »»»