«Золотой Минбар» – площадь Согласия

В Казани завершился IV Казанский Международный фестиваль мусульманского кино «Золотой Минбар». На несколько дней город превратился во французскую площадь Согласия или, если хотите, восточные Канны. В этом году фестиваль состоялся в четвертый раз, в его программах приняло участие около 200 фильмов из 37-ми стран.

По красной фестивальной дорожке прошли улыбаясь звезды мирового и российского кинематографа: Изабель Аджани, Наталья Бондарчук, Алексей Булдаков, Марк Дакаскос, Елена Драпеко, Анастасия Заворотнюк, Ирина Мирошниченко, Александр Митта, Эльдар Рязанов, Андрей Соколов, Алла Сурикова.

– Для меня большая честь – присутствовать здесь, – сказала в приветственном слове Изабель Аджани. – Когда я ехала сюда, то не знала, что попаду в то место, где пересекаются культуры Востока и Запада.

По мнению актрисы, земля Татарстана является «символом отсутствия межрелигиозных конфликтов». Аджани даже предложила казанцам выдвинуть свой город на соискание Нобелевской премии мира.

Чем же отличается «Золотой Минбар» от тысячи других кинофестивалей мира? Главное и принципиальное его отличие – среди конкурсных лент нет ни одного фильма, содержащего эпизоды жестокости или насилия, слишком откровенные сцены.

Кино здесь тщательно отобрано и призвано помогать сближению народов, – говорит член жюри российский режиссер Марина Разбежкина. – Не случайно нашим девизом стали слова «Через диалог Культур к культуре диалога». Программа и условия участия отличаются строгостью, но и демократичностью одновременно. 

«Золотой Минбар» – первый в мире и пока единственный постоянный фестиваль мусульманского кино с международным статусом. Открылся он мюзиклом «Шаурия» индийского журналиста и режиссера Самара Хана – представителя направления «арт-хаус», к коему относится лишь 6% современных индийских режиссеров. Индус поведал миру историю о правосудии, чести, вере, о проявлении храбрости в моменты, когда дружба проверяется в решающем бою.

Но что бы я ни снимал, песни и танцы – неотъемлемая часть культуры моего народа, – сказал на пресс-конференции режиссер. – Даже, если бы я делал «Бэтмана» или «Кинг-Конга», то мои герои непременно бы танцевали и пели.

Меня всегда интересовало кино, которое объединяет людей, а не разъединяет их, – сказал на своем творческом вечере в Казани режиссер Эльдар Рязанов. – Именно сейчас кинематограф должен сблизить людей, чем он всегда, в принципе, и занимался. Только по-настоящему влюбленный в свою страну, в свой народ режиссер может передать эту любовь другим. Да, все мы все разные, и слава Богу. Надо это обстоятельство поддерживать, а не нивелировать, вовсе не надо растворять свое национальное в национальности той страны, в которой ты живешь. Это вопрос очень тонкий, важный – нести культуру своей национальности, свои обычаи, нравы.

К сожалению, на этом фестивале мало комедий. Хотелось бы, чтобы их было больше, – пожелала «Золотому Минбару», президент комедийного кинофестиваля «Улыбнись, Россия!» (он состоится в Москве в декабре) Алла Сурикова.

Документальные ленты – отдельная «песня» любого современного фестиваля. Интерес к этой программе в настоящее время огромный и зачастую превышающий интерес к игровому кино. Тем более, что документальное кино сегодня – это монологи свидетелей боевых действий, трагические истории беженцев. В финал смотра были отобраны тридцать лент.

Документальное кино всегда хочется посмотреть, у нас ведь так мало информации из разных стран, – признается член жюри фестиваля Вита Рамм.

Фестивальное жюри, по словам его председателя Болотбека Шамишиева, режиссера из Кыргызстана, руководствовалось в выборе следующими критериями: «художественное достоинство плюс определенная позицию автора, которая должна служить прогрессу, соответствовать процветанию мира, плюс никаких расовых претензий, которые могут рассорить народы».

Церемония закрытия прошла в КРК «Пирамида» и закончилась сенсацией – главный приз в номинации «Лучший игровой фильм» разделили между собой 2 картины – «Ми для мамы» (Иран) и «Джодха и Акбар» (Индия).

«Ми для мамы» – трагическая история, рассказывающая о судьбе молодой женщины Сепидег, служившей спасателем во время войны с Ираком и раненой во время химической бомбардировки. Во время беременности Сепидег узнает, что ее будущий ребенок родится неполноценным из-за химического отравления, и матери предстоит принять нелегкое решение – делать ли ей аборт или сохранить малыша…

А картина «Джодха и Акбар» – это эпическая сага XIV века, фильм о пронзительной истории любви одного из самых знаменитых императоров Индии и прекрасной принцессы Джодха из Раджпуты. Любовь мусульманина и индуистки послужила не только соединению сердец, но и соединению двух религий, представители которых до XVI века испытывали глубокую неприязнь друг к другу.

Приз «За вклад в дело исламского просвещения» – директор фестиваля Зауди Мамиргов и Наталья Бондарчук вручили режиссеру Батыру Баишеву за документальную ленту «И раскололся месяц». Фильм рассказывает о духовных поисках татарского философа, богослова, публициста Муссы Багиева, признанного во всем мусульманском мире одним из лучших знатоков исламского учения.

В конкурсной программе IV «Золотого Минбара» – 10 документальных фильмов. Приз за лучшую режиссерскую работу получила картина «Лицом к лицу». Ее автор – голландец Пиетер ван Хустее. Марина Разбежкина, вручая награду победителю, сказала, что это именно тот случай, когда режиссеры становятся послами между народами.

За короткий период, когда снимался этот фильм, съемочная группа смогла подружить между собой некоторых палестинцев и израильтян, – подчеркнула она.

Лучшей неигровой картиной признана лента «Запрещенная ложь» Анны Броиновски (Австралия). Этот же фильм взял и специальный приз («Белого слона») Гильдии киноведов и кинокритиков, который вручил Анне президент российской Гильдии Виктор Матизен.

«Запрещенная ложь» – триллер из реальной жизни, он – об антихудожнике, о людях обманутых главной героиней, и о том, почему, несмотря ни на что, мы все еще хотим ей верить.

Победителем в номинации «лучший короткометражный фильм» стала новозеландская картина «Кофе и Аллах» (режиссер Сима Урале) – о молодой мусульманской женщине, любящей кофе, Ислам, и… бадминтон. Именно этот самый бадминтон с таинственным соседом помог беженке из Эфиопии в конечном счете преодолеть культурную пропасть, отделяющую ее от ее нового окружения.

«Лучшей операторской» названа работа Эдуарда Ситдикова (Татарстан) в фильме «Трехногая кобыла». Кстати, фильм демонстрировался параллельно с идущей в соседнем кинотеатре картиной «Адмиралъ», о которой уже писала «МП». И к чести создателей «Трехногой кобылы», следует сказать, что им удалось остаться исторически объективными и показать, что среди красных (как и среди белых) были самые разные люди – и порядочные, и не слишком. И что вовсе не принадлежность к той или иной партии определяет характер и поступки человека.

В номинации «Лучшая мужская роль» отметили актера Риека Ровшана за роль в ленте «Джодха и Акбар». Роль Гольшифте Фарахани в фильме «Ми для мамы» стала «Лучшей женской ролью». «Лучшим сценарием игрового кино» стал сценарий фильма «Почти взрослая» Юзафа Али Хана (Великобритания).

Приз за лучшую режиссуру игрового кино получил Расул Садр Амели («Каждая ночь одиночества», Иран). Картина рассказывает о смертельно больной молодой женщине, знающей о близком конце и нашедшей в себе силы жить, полюбить и помочь чужому, потерявшемуся в огромной мечети ребенку. Приз режиссеру вручали Александр Митта и Реза Мир-Карими.

Ислам – это доброта и терпимость, а не война. Кино – лучший способ показать всем зрителям мир ценностей ислама, – сказал в ответном слове Расул Садр Амели.

Специальный приз Президента Татарстана Минтимера Шаймиева «За гуманизм в искусстве» получил Алекс Гибней «Такси на темную сторону». Картина рассказывает о событиях восьмилетней давности на территории Афганистана, обличает и обвиняет военную машину США в неофициальном разрешении командования применять пытки по отношению к пленным и арестованным в комплексе Баграм, перестроенном в американскую тюрьму…

Теплыми словами, обращенными ко всем присутствующим, завершила церемонию закрытия фестиваля заместитель премьер-министра Республики Татарстан, министр культуры Зиля Валеева:

Частица таланта всех участников кинофестиваля, их творческое вдохновение, их доброта и огромный интерес к Казани и Татарстану останутся здесь, с нами. И мы будем с нетерпением ждать новых встреч, потому что самое удивительное, что может произойти в нашем мире и в жизни вообще – встреча с настоящим талантом.

Андрей БУЛОВ.

Интервью с Эльдаром Рязановым читайте в следующую пятницу.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Высокий лад
Шевчук и его противоречия
Слово не воробей
Снайперское попадание


««« »»»