Кофейный парадокс

Русский павильон на Каннском кинофестивале, на первый взгляд, мало чем отличался от более зрелых соседей. Меня, по правде сказать, огорчило другое – в отличие от подавляющего большинства даже самых крошечных павильонов, в нашем закутке кофе подавали исключительно растворимый, отказавшись от услуг кофейных автоматов, которые, вероятно, показались крупнейшей кинематографии в мире непозволительной роскошью. А ведь это первый бросающийся в глаза (и в рот) показатель культуры далеко не одного только обслуживания.

Состав, характер и ритуал потребления напитков многое говорит об исторических традициях и современном состоянии культуры той или иной страны, профессионального сообщества или населенного пункта. Каждый раз приезжая в новую для себя страну, я задаю себе вопрос, к какой цивилизации – преимущественно чайной или преимущественно кофейной – она принадлежит. В Китае или Индии хороший кофе будет исключением, зато качество чая окажется повсеместным. А вот в Италии кофе везде высокого класса. Конечно, массовая культура, в рамках которой чай и кофе шли и продолжают идти «нос к носу», породила свои стереотипы удобного в употреблении усредненного качества, к которым можно отнести и презираемый знатоками чай в пакетиках, и современный растворимый кофе.

Могут возразить, что для отечественной культуры (и каннского павильона) важнее традиции чаепития (не только в Мытищах). Но ведь самоваров и чайников с заваркой там тоже не было. Зато в избытке была глубокая провинциальность растворимого кофе. На Лазурном берегу, в столице мирового кино, в конкурентной борьбе все средства хороши, и гастрономические – не в последнюю очередь.

Полная версия статьи опубликована в журнале “Компания” (www.ko.ru) №20 (513) за 2008 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


Кирилл Разлогов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Все есть
Найдены вещи Пресли
Память сердца
Полеты везде и никогда


««« »»»