Знаменитая гоголевская фраза о дорогах и людях, составляющих вторую традиционную отечественную проблему, давно стала в России крылатой. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, куда девается мусор из московских урн, кто обеспечивает чистоту столичных дорог и тротуаров?
Эту работу, которая становится заметной только в случае, когда выполнена она некачественно, занимаются около 15 столичных компаний. Эти организации различаются по форме собственности, количеству эксплуатируемой специальной техники и целому ряду других показателей. От технической оснащенности и профессионализма такой компании зависят объемы и расположение территорий, которые ей доверят убирать. Некоторые небольшие фирмы довольствуются второстепенными московскими улочками и переулками, и лишь лидеры этого бизнеса получают право обеспечивать чистоту жизненно-важных для мегаполиса магистралей. Решение о том, кому можно доверить уборку Садового кольца, а кому Проектируемого проезда с четырехзначным номером, принимается по итогам строгого отбора – в ходе тендера, проводимого Департаментом ЖКХ и Благоустройства Правительства Москвы. А за надлежащим качеством выполнения работ следит подрядчик Департамента – организация «Доринвест».
В течение многих лет неизменным фаворитом среди столичных «уборщиков» является ЗАО «Дорожно-механизированное управление №3», обеспечивающее чистоту примерно трети площадей огромного мегаполиса. В числе трасс федерального уровня, уборкой которых занимается ДМУ №3, проспект Мира, Новорязанское, Дмитровское, Рязанское шоссе, Волгоградский проспект, часть Садового кольца, улицы Мясницкая и многие другие магистрали. В эту крупнейшую московскую дорожную организацию, существующую с 1936 года, относительно недавно пришла новая, прогрессивная менеджерская команда. Сочетание огромного опыта коллектива ДМУ №3, знающего Москву, как «свои пять пальцев», и перспективных идей нового руководства не замедлило принести свои плоды. В летний период работы у «уборочных» компаний значительно меньше, чем зимой, соответственно, снижаются и доходы. Тем не менее, в ДМУ №3 летом 2005 года удалось не только полностью сохранить рабочие места, но и на 10% увеличить зарплату сотрудников. Был в значительной степени обновлен парк специальной коммунальной техники: на новые, современные машины заменено около 60 единиц техники, выпущенной еще в 80-х годах прошлого века, арендованы дополнительные современные дорожные уборочные системы, реализована программа повышения квалификации работников, реконструированы объекты сети дорожно-эксплуатационных участков.
На сегодняшний день ДМУ №3 обладает самым большим в Москве парком, включающим порядка 500 современных машин, профессиональным коллективом из 500 сотрудников. Создавая новые рабочие места, обеспечивая стабильный заработок и пакет социальных услуг для сотрудников, руководство ДМУ №3, в первую очередь, позаботилось о москвичах и жителях Подмосковья. В компании нет ни одного работника-гастарбайтера, что, по нынешним временам, большая редкость. В структуре ДМУ №3 есть все необходимые подразделения для обеспечения оперативной и бесперебойной работы техники: крупная ремонтная база, собственные склады запасных частей и ГСМ.
Обладая такой солидной производственной базой, ДМУ №3, до недавнего времени обслуживало порядка 2,5 млн. квадратных метров московских улиц и демонстрировало уверенный рост потенциала. К очередному тендеру по распределению лотов на уборку различных территорий столицы, проходившему 12 мая этого года, в компании подготовились весьма основательно. Специалисты ДМУ №3 не только предоставили высокой комиссии всю необходимую документацию, подтверждающую солидность компании и ее готовность к выполнению крупных заказов, но и, просчитав все параметры экономической эффективности, предложили наиболее низкие расценки на свои работы. Дело в том, что на услуги по уборке московских территорий существуют фиксированные тарифы, но каждая из участвующих в своеобразном аукционе компаний предлагает так называемый «коэффициент снижения» этой стоимости.
В конкурсе по принципу «кто дешевле» ДМУ №3 оказался безоговорочным лидером, предложив «скидку» в 7,1 %. Цифра эта становится значительно более наглядной в пересчете на «живые деньги». ДМУ №3 предложило Правительству Москвы в течение полугода сэкономить на уборке городских территорий свыше полумиллиона долларов (15-20 млн. рублей). Для сравнения – лучшим из условий, предложенных другими компаниями, стал «коэффициент снижения» в 5%. Вроде бы в выигрыше оказывались все: Москва получала качественную работу по низким ценам, компания значительные площади уборки и прибыли «с оборота», москвичи чистые улицы и тротуары.
Но столь низкие расценки, предложенные ДМУ №3, стали для членов тендерной комиссии неожиданностью. Отчасти, неожиданным стало распределение лотов и для самого лидера «уборочного» рынка Москвы. Так, например, лот по шоссе Энтузиастов, которое эта организация успешно убирала десятки лет, практически не имея нареканий, был передан другой компании. Тем не менее, итоги тендера для ЗАО ДМУ №3 оказались вполне благоприятными. Компания прибавила к своим постоянным лотам еще почти миллион московских квадратных метров, получив право на обслуживание 3,4 млн. квадратных метров столичных территорий.
Столь серьезное усиление позиций компании на столичном рынке, очевидно, не понравилось кому-то из чиновников. Вряд ли можно объяснить другими причинами задержку более чем на полтора месяца официальных итогов тендера, которые в ДМУ №3 получили лишь в июле. Кроме того, и те площади, на уборку которых компания официально получила право в ходе жесткого отбора, у ДМУ №3 хотели бы отобрать. В последнее время, практически ежедневно саму компанию и обслуживаемые ею территории посещают разнообразные комиссии. И хотя на совещаниях в «Доринвесте» к другим «уборочным» компаниям нареканий предъявляется значительно больше, объектом постоянных проверок и строгих взысканий стало именно ДМУ №3. Как говорится, кто ищет, тот всегда найдет, обнаружив некие расхождения со стандартами, чиновники не замедляют составить акт. С некоторыми из претензий соглашаются и в самом ДМУ №3: к каждой московской урне часового не приставишь. Тем не менее, наказание, которое предлагаю наложить на компанию чиновники, вине явно не соответствует. Уже по трем участкам, обслуживаемым компанией, вынесены приказы: лишить ДМУ №3 половины оплаты за выполненные работы. В условиях такого прессинга от обслуживания ряда территорий ДМУ №3 придется отказаться. Но станут ли от этого улицы Москвы более чистыми?
Приближается, как всегда «неожиданная», московская зима со снежными заносами и километровыми пробками. В преддверии этого сложнейшего для мегаполиса сезона комиссия из представителей различных департаментов московского Правительства, ГИБДД, экологов и специалистов других ведомств оценивали готовность столичных «уборочных» компаний к зиме. К ДМУ №3 нареканий у инспекторов не возникло, более того, по мнению руководства «Доринвеста», компания готова к зимнему «форс-мажору» на 103 %.
В соответствии с генеральной стратегией своего развития, компания работает над улучшением качества жизни не только своих сотрудников, но и миллионов москвичей. Не придется ли автомобилистам, протискивающимся через снежные заносы на одном из столичных шоссе, недобрым словом поминать «коммунальщиков», для которых зима «вдруг» наступила в январе? ДМУ №3 к решению этих проблем готово, но вот заинтересованы ли в улучшении качества жизни горожан некоторые столичные чиновники, неизвестно…
Андрей СЕМЕНОВ.