Просто удовольствие

Название нового диска «Океана Эльзы» – «1221». Но это не год рождения группы, а весьма прозаическая комбинация двух чисел, означающих соответственно возраст коллектива и количество песен, вошедших в «бест». Количество солидное, потянувшее почти на 80-минутный хронометраж, и обусловлена такая гигантомания отнюдь не желанием доставить максимум удовольствия слушателю. 21 трек – это многовато даже для «Greatest Hits» такой шлягероемкой группы, как «ОЭ».

Но все дело в том, что лидер команды Святослав Вакарчук нежно любит свои песни и, в отличие от большинства других музыкантов, не стесняется в этом признаться. Да, ему настолько нравятся альбомы «Океана Эльзы», что он нередко с удовольствием их переслушивает. Почему бы и поклонникам не переслушать их хотя бы в том объеме, который позволяет компакт-диск?

На пластинке «1221» почти равномерно представлена вся дискография «Океана…» от «Там, де нас нема» до «Gloria» – с каждого альбома в сборник попало по три-четыре песни, а в буклете есть изображения предыдущего и нынешнего составов группы. Несмотря на такую подробность, недовольные компиляцией наверняка обнаружатся – где «Сосни»? где «Кiшка»? В то же время в альбоме хватает и довольно невзрачных песен – впрочем, так всегда бывает, когда «бестник» собирают сами музыканты, у которых свои, зачастую расходящиеся с данными о ротациях и тиражах, представления о прекрасном. В данном случае любовь Вакарчука к собственной музыке скорее пошла покупателям на пользу, ибо не включить в компиляцию «Там, де нас нема», «Той день», «Вiдпусти» и «Без бою» ему в голову не пришло.

В одном из интервью лидер «Океана Эльзы» признался, что давно не слышит у своего коллектива ничего нового – более того, и не стремится к этому, стараясь просто получать от музыки удовольствие. В этой фразе кроется ключ к пониманию сборника «1221»: от того, что Вакарчук никогда не стремился к творческим революциям («оранжевая» не в счет), «бест» кажется весьма цельным произведением. Смены состава и сотрудничество с разными саунд-продюсерами, как можно убедиться при прослушивании, не влияли на главное – мелодичность, самобытность и качество звука. Хиты Вакарчука довольно разнообразны, у него очень мало самоповторов, но спутать «ОЭ» с кем-нибудь еще невозможно – пронзительная лирика вылезает даже из боевиков. Кроме того, ранние «океанские» произведения почему-то совсем не страдают ученической наивностью – такое ощущение, что группа Вакарчука никогда не была начинающей, а дебютировала уже зрелой. При этом сборник открывается англоязычным (!) треком 1994 года «Long Time Ago»: возможно, он символизирует ранние искания «ОЭ», но по сути песня является очень крепким брит-попом.

Каждая из 21 песни упомянута здесь, конечно, не будет. Не пропустите суперхиты «Там де нас нема», «Той день», «Вiдпусти», «Без бою» и «Вище неба», а прочие песни для своего плей-листа подберите по вкусу. Я бы порекомендовал присовокупить сюда еще трек «Друг (ч. 2)» – ну очень проникновенный номер, совсем не похожий на «Колхозного панка» «Сектора Газа», несмотря на одинаковый рефрен «ну и нехай». Еще одна курьезная аналогия обнаружена в песне «Вставай» – вступление к ней исключительно напоминает «Настасью» Бутусова и «Deadушек». Кроме того, имеет смысл прислушаться к песне «911» – она попала в сборник прямиком из специальной концертной программы «Тихий океан», которую Вакарчук сделал совместно с симфоническим оркестром.

Алексей МАЖАЕВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Плевок против ветра
Подданная Терпсихоры
Нотная лихорадка


««« »»»