Просто получите удовольствие

Рубрики: [Музыка]  [ТВ]  

В фейсбуке я написал короткий статус: «Вопрос, почему (почти) все герои «Оттепели» такие козлы, забудется. Песни – останутся». Для таких умозаключений не нужно быть мощным провидцем.

Заглавная мелодия Константина Меладзе начала крутиться в головах ещё до начала показа сериала Валерия Тодоровского – хватило пары рекламных роликов. Ну а уж потом от «Оттепели» и «Нет для любви преград» («Посмотри со мною в небо») месяца два невозможно было избавиться. Да и не хотелось, если честно.

И вот, когда волна немного схлынула, вышел в свет саундтрек. Разумеется, у некоторых возник вопрос, а что туда могло войти – две песни? Да, две песни и десяток музыкальных тем, которые при просмотре сериала воспринимались естественной, не особо замечаемой его частью. Зато вне видеоряда становится понятно, что без этой во многом вспомогательной музыкальной упаковки сериал мог бы и не состояться. Эти темы сыграли для воссоздания нужной режиссёру атмосферы не меньшее значение, чем, скажем, платья Марьяны в исполнении Ани Чиповской.

Когда зазвучала песня «Оттепель», Константина Меладзе многие называли талантливым стилизатором. Возможно. Это действительно ретро (можно даже с ударением на второй слог), удивительно точное и лишённое современных эстрадных штампов благодаря приглашению непрофессиональной певицы Паулины Андреевой. Вместе с тем это главная песня 2013 года, которую поют и в 2014-м. И что тут ещё сказать.

«Нет для любви преград» – своеобразный саундтрек в саундтреке, песня из снимаемой героями «Оттепели» колхозной комедии «Девушка и бригадир». Можно было ожидать от композитора бравурной стилизации в духе «Кубанских казаков» – однако Меладзе поступил иначе: в мелодии можно найти пересечения с песней «Пять минут» Анатолия Лепина из совсем не колхозной «Карнавальной ночи».

На Тодоровского многие ворчали из-за каких-то деталей: то было в 60-е не так, это не эдак, а этажерка вообще похожа на «икеевскую». Можно было указать и Константину Меладзе, что он смешал в саундтреке идеи композиторов итальянского неореализма и музыкальные настроения из советских фильмов 70-х. Другое дело, что это не имеет никакого значения: сочинённая им музыка и в сериал вписалась как влитая, и в качестве отдельных произведений вполне состоятельна. Слушая сейчас темы под банальными названиями «Любовь», «Одиночество», «Разлука» и «Печаль», вы не станете вспоминать, в каких сериях они звучали: вы просто получите удовольствие от прекрасных мелодий, ставящих Константина Меладзе в один ряд с Нино Рота, Мишелем Леграном и Эннио Морриконе. А вот «1963», послужившая заставкой сериала, и «Москвич-402», на котором герой Цыганова гордо рассекал по пустой и чистой Москве, чётко соответствуют своим заголовкам.

Кроме красивых «фонов», композитор по-хозяйски обошёлся и с хитовым материалом саундтрека. «Нет у любви преград» стала основой для замечательного «Вокализа», а томная джазовая обработка заглавной темы превратилась в «Утро». И даже если вы ещё не созрели для того, чтобы пересмотреть неоднозначный сериал «Оттепель», то можно пока обойтись великолепным саундтреком. Слушать на «рипите» необязательно: когда выключите, он будет ещё долго играть в голове.

Алексей МАЖАЕВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Е.Фёдоров VS В.Цой
Вартанян против мрака
Глюк’oZа Наталья Ионова
Оззи
Коротко
Время для «Времени машины»
Навеяно Достоевским
Жизнь стоит того
Что есть реальная жизнь
Люди, опомнитесь!


««« »»»