Итоги Московского кинофестиваля

Вялотекущий XXX ММКФ уже принадлежит истории. Можно успокоиться, что время потрясающих открытий, переворачивающих кинематографический мир, миновало как для Москвы, так и для Канн, Венеции, Берлина, не говоря уж о Сан-Себастьяне и Карловых Варах – в общем, для всех фестивалей, входящих в высшую группу кинофорумов – группу “А”. Но зрителям-то от этого ни жарко ни холодно.

Итак, конкурсная программа Московского кинофестиваля ничем выдающимся не порадовала. Куда интереснее, на мой взгляд, были ретроспективы Лив Ульман (все фильмы сняты великим Ингмаром Бергманом), американского режиссера Джона Кассаветиса, Изабель Юппер (на закрытии ММКФ ей вручили почетный приз имени Константина Станиславского “Я верю!”, который нынче ценится, пожалуй, выше “Оскара”). Интересной была программа российского кино, но простые москвичи попасть на эти сеансы в Дом кино не могли, ибо просмотры устраивались только для гостей и участников фестиваля.

Рядовому зрителю вообще было трудно разобраться в киноафише. На сайте фестиваля указаны шесть основных фестивальных площадок с адресами, телефонами и даже схемами проезда. Существовала и программа по датам с названиями фильмов. Непонятно только, где и какая программа показывалась, сколько стоят билеты и есть ли они вообще. А как быть тем, кто не может выйти в Интернет?

Огорчило меня и то, что на открытии юбилейного ММКФ была показана американская картина, а не российская. Опять сами пиарим голливудскую продукцию, с которой призываем бороться.

Теперь о том, что творится “за кулисами”. Если с VIP-персонами проблем не возникало, то у отечественной прессы они случались на каждом шагу. Ни на одном из фестивалей класса “А” нет такой сегрегации журналистов и некоторых участников, как на Московском фестивале. Есть каста “неприкосновенных”, и для них “зеленый свет” на все мероприятия, а основная репортерская масса довольствовалась крохами. Вообще складывается впечатление, что в службах фестиваля работают не вполне профессиональные люди. Я не говорю о конкурсной программе – ее, конечно, составляла группа специалистов. Но, как показалось, сделала она это не очень тщательно. А ведь эти люди получают за свою работу неплохие деньги, путешествуя по миру и отбирая фильмы в конкурс за счет фестиваля.

Служба переводчиков работала из рук вон плохо. Это совершенно недопустимо на такого уровня фестивалях. А светская жизнь ММКФ – тема для отдельного разговора. В “засекреченных” ресторанах постоянно накрывались столы, куда вход был открыт только утомленным “непосильной” работой сотрудникам штаба и светским халявщикам.

Крайне отрицательно отношусь я и к практике общения ММКФ с прессой: пресс-конференция перед началом фестиваля и накануне закрытия “киноярмарки тщеславия”. И все! Но почему не собрать журналистов и не устроить “круглый стол” с недостатках фестиваля. Ведь нам небезынтересна судьба Московского киносмотра, его мировой престиж. И журналисты, поверьте мне, могут много интересного посоветовать организаторам, поскольку знают фестивальную жизнь изнутри. Итак, как такового юбилейного кинофестиваля, по-моему, не получилось.

Несколько слов о наградах. “Золотой Георгий” за лучший фильм “Проще простого” иранскому режиссеру Реза Мир Карими. Иначе и быть не могло – картина о буднях и заботах матери и жены. Женская солидарность “творческого тандема” – Лив Ульман (председатель жюри) – Ирина Розанова (член жюри) внесла свою лепту в распределение наград.

“Серебряного Георгия” за лучшую режиссуру увез в Болгарию Явор Гырдев (картина “Дзифт”). Приз за лучшую женскую роль – Маргарита Бай, Италия – Швейцария (“Дни и облака”). Приз за лучшую мужскую роль достался американцу Ричарду Дженкину (“Посетитель”). Ну а Приз ФИПРЕССИ вручили российскому режиссеру Екатерине Шагаловой за фильм “Однажды в провинции”.

И в заключение. На следующий год – “Золотой юбилей” ММКФ. Стартовав в 1959 году, фестиваль первые годы был действительно одним из самых престижных. Какие фильмы побеждали! “Судьба человека”, “Голый остров”, “Чистое небо”, “8 1/2”, “Война и мир”, “Отец”, “20 часов”. А какие звезды приезжали! Кинорежиссеры: М.Антониони, Л.Висконти, К.Видор, Ф.Дзеффирелли, С.Крамер, К.Синдо… Актеры: Клаудиа Кардинале, Джина Лоллобриджида, Софи Лорен, Жан Маре, Марчелло Мастроянни, Ив Монтан, Ким Новак, Элизабет Тейлор, Симона Синьоре, Пол Скофилд, Лолита Торрес… Затем наступил спад, затишье, кризис, который продолжался двадцать лет. В 1987 году первым секретарем Союза кинематографистов СССР стал Элем Климов. И вот он-то снова сумел поднять фестиваль на небывалую высоту. Один список VIP-персон поражает своей звездностью: Жерар Депардье, Настасья Кински, Джульетта Мазина, Ванесса Редгрейв, Роберт де Ниро, Джузеппе де Сантис, Федерико Феллини, Миклош Форман, Ханна Шигула, Максимиллиан Шелл, Нобелевские лауреаты Мать Тереза и Габриэль Гарсиа Маркес. Москва тогда “утерла нос” Каннам. Увы, таких личностей и в таком количестве на ММКФ не было двадцать лет. Возможно, на “золотой юбилей” Никита Сергеевич Михалков что-нибудь придумает. Ему это под силу – лауреат премии “Оскар” все-таки.

Владимир ГОЛИЦЫН.

Фото из архива ИД “Новый Взгляд”.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Киноджентльмены
Джекил Анатольевич
По следам Идиота


««« »»»