По следам Идиота

Как я ни стараюсь быть последовательным апологетом массовой культуры, которая, по моему глубокому убеждению, поставляет человечеству абсолютно необходимые витамины для души, иногда все же сдают нервы, и я склонен согласиться с моими уважаемыми оппонентами.

Рассказывают, что Федор Михайлович Достоевский как-то в пылу полемики заметил, что если он сам выйдет на сцену, спустит штаны и покажет свой голый зад, то и на это найдется много желающих поглазеть (и, добавлю, за это заплатить). Так я недавно видел фильм, сделанный прямо по Достоевскому. Чуть ли не в первом кадре показывается голый зад, как выясняется, снятый из унитаза, куда в дальнейшем и углубляется действие. Называется это выдающееся произведение «Самый лучший фильм», сделано оно популярной командой «Комеди Клаб» и прочно занимает вторую строчку среди чемпионов проката, уступая только продолжению «Иронии судьбы». На канву классического голливудского сюжета о грешнике, которого блокируют в чистилище, напоминая о содеянном и давая возможность исправиться, нанизываются пародийные эпизоды воспоминаний, по качеству исполнения один чудовищнее другого. Не лишенные таланта артисты не только не стараются, но и демонстрируют полное пренебрежение к «быдлу, которое за это еще и деньги заплатит». И платит… На подходе сиквел, по слухам, уже при участии голливудской компании «ХХ век-Фокс», завороженной многозначными цифрами. А там и дальнейшее продолжение.

Как культуролог, я готов всячески поддерживать обыгрывание карнавальных перевертышей и разных ракурсов телесного низа. Помнится, в славные годы «сексуальной революции» Джеральд Дамиано шокировал народ картиной «Дьявол в мисс Джонс», героиня которой – покончившая с собой девственница – неизбежно как самоубийца должна была попасть в Ад, но отправлялась из Чистилища обратно на Землю, чтобы погрешить в свое удовольствие на глазах у изумленного зрителя.

Авторы «Самого лучшего фильма» забывают, что у них за плечами великая традиция не только Дамиано, но и Рабле с Бахтиным, и эксцентрическая американская «комическая», и многое другое, вошедшее в плоть и кровь мировой культуры. Они не только начинают с нуля, но на нуле и останавливаются.

И тут мне попадает в руки роман из цикла «Детектив по Фрейду» с говорящим названием «Саван для блудниц». Его героини, как 15-летние школьницы, так и эротически активные детективы обоих полов, словно поставили своей целью посоревноваться с мисс Джонс, при этом абсолютно забыв не только о психологических, но и сюжетных мотивировках этих безобразий (во всех смыслах слова). Как тут опять не вспомнить романы Достоевского с их страстями и падшими женщинами, кровавыми преступлениями и любовными треугольниками, вполне достойными латиноамериканских «теленовелл» и идеально соответствующими специфике популярных сериальных экранизаций.

А в «Детективе по Фрейду» – поток никак не мотивированных соитий, а еще изложенных без изобретательности и подробностей, чтобы, не дай бог, в порнографии не уличили. О качестве детективной интриги тут и говорить нечего.

Помнится, в замечательной картине Франсуа Трюффо «Американская ночь», посвященной волшебному миру самого процесса создания фильма, остающаяся вне процесса домохозяйка, следящая за своим мужем-кинематографистом, в сердцах восклицает: «Да что это за мир такой, где все со всеми спят!» И, правда, спят (опять-таки во всех смыслах), но при этом любят, страдают (в том числе и «по Фрейду») и творят, пока наши детективные блудницы спят только в одном переносном смысле.

Закончил обличительный пассаж и подумал: ведь названные им подобные опусы, как зажигаемые звезды, кому-то нужны, а значит, по законам массовой культуры они будут совершенствоваться. Только вот боюсь, что жить в эту пору прекрасную нам не придется.

Кирилл РАЗЛОГОВ.

Полная версия статьи опубликована в журнале “Компания” (www.ko.ru) №15 (508) за 2008 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


Кирилл Разлогов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Киноджентльмены
Джекил Анатольевич
Итоги Московского кинофестиваля


««« »»»