Киноджентльмены

Не секрет, что самые популярные персоны на каждом кинофестивале – актеры. Но на кинофоруме немало людей и других профессий, без которых ни кинематограф, ни праздники, посвященные кино, не могли бы существовать. В этом году на Втором Международном кинофестивале “Зеркало” имени А.Тарковского по моей просьбе аккредитованные журналисты выбирали киноджентльменов. Вот эта троица: Ежи ШТУР – актер, режиссер, сценарист, педагог из Польши; Йос СТЕЛЛИНГ – режиссер, сценарист и продюсер из Нидерландов; Алексей ГОРНИЗОВ – генеральный продюсер МКФ “Зеркало” (Россия).

***

Разговаривать с паном Ежи Штуром – одно удовольствие. Доброжелателен, умен, с потрясающим чувством юмора, он сразу располагает к себе. К тому же Штур прекрасно говорит по-русски, что позволило беседовать с ним без переводчика.

Пан Ежи, давайте вспомним, с чего началась европейская слава актера Штура.

– Родился я в 1947 году в Кракове. Думаю, вы согласитесь, что это один из красивейших городов мира и самый красивый в Польше. Жили мы бедновато. Рос я хулиганистым мальчишкой. Но в старших классах стал более серьезным и положительным. Закончил в 1970 году филологический факультет Ягеллонского университета, одного из старейших в Европе (основан в 1364 году. – В.В.). В университете был студенческий театр, который в конечном итоге привел меня на сцену.

Защитив диплом, я два года работал по специальности. Но уже “заболел” театром до такой степени, что свою жизнь без него не представлял. Поступил на актерское отделение Краковского высшего театрального училища. Еще студентом меня пригласили выступать на сцене легендарного Старого Театра. Мне посчастливилось сыграть главные роли у знаменитых режиссеров – Конрада Свинарского, Ежи Яроцкого и Анджея Вайды. Отработал весь мировой репертуар – от Шекспира до Достоевского, более ста ролей.

– Но за пределами Польши вы все-таки больше известны как киноактер.

– Мой роман с кинематографом начался тридцать лет назад. Первый серьезный фильм в моей карьере вышел в 1979 году – “Кинолюбитель” Кшиштофа Кесьлевского.

– В том году вас открыл и советский зритель – “Кинолюбитель” получил один из главных призов XI ММКФ.

– Пан прав. У Кшиштофа я снялся еще в двух картинах – “Декалог-10” и “Три цвета – белый”. Кшиштоф Занусси доверил мне две роли в фильмах “Год спокойного солнца” и “Персона нон грата”. У Юлиуша Махульского довелось сыграть в “Новых амазонках” (“Секс-миссия”), “Кингсайз” и “Дежа вю”. Последний фильм – совместная советско-польская продукция.

– Как вам показались русские актеры?

– У нас очень близкая актерская школа. Так что работалось легко, мы много импровизировали. Особенно мне была симпатична актриса Галя Петрова. Тогда она работала в театре “Современник”. Удивительно талантливый, фантастически одаренный человек. Смешное у нее рождалось из ничего.

– А как вы пришли в авторское кино?

– После развала Варшавского договора культурные связи с братскими социалистическими странами на какое-то время ушли в небытие. Фильмы практически не снимались. Чтобы не сидеть без дела, я стал преподавать в своей альма-матер. Сейчас я ректор театрального училища. Ставил фильмы, написав к ним сценарии, играл главные роли. Последняя лента “Хоровод” вышла в прошлом году. Актерское мастерство преподаю не только в Польше, но и за рубежом.

-– Какие требования профессор Штур предъявляет своим студентам?

– Будущие актеры обязаны знать творчество Чехова, Булгакова и Маяковского. Под моим руководством знакомство с мировым кинематографом для них начинается с фильмов Андрея Тарковского. Но, конечно же, молодые люди прежде всего должны быть талантливы.

– Двадцати четырех часов в сутки вам хватает?

– Катастрофически не хватает. Ведь кроме всех перечисленных выше моих занятий и дел, я еще член Европейской киноакадемии, присуждающей “Феликса”, советник по культуре при президенте Республики Польша, член жюри всевозможных кино- и театральных фестивалей. Не забывайте, что я еще муж и отец.

– Ваше отношение к дамам.

– Женщина всегда права.

***

К сожалению, пан Ежи пробыл на фестивале недолго. Но ему на смену приехал знаменитый нидерландец – признанный мастер мирового артхауса Йос Стеллинг.

Стеллинг родился 63 года назад в старинном портовом городе Утрехте. Получил художественное образование, специализировался в живописи и графике. Но вскоре увлекся кинематографом. Дебютировал на экране в 1974 году фильмом “Марикен ван Ньюмейхен”, который сразу же показали на Каннском кинофестивале. В его послужном списке более десяти игровых и документальных картин, которые отличает глубина постановки психологических и этических проблем, их неординарное решение, а также острый юмор.

По мнению мировых кинокритиков, его картины “Стрелочник” и “Летучий голландец” вошли в сотню лучших фильмов за вековую историю кино. Экранные работы мастера участвовали и получали призы на самых престижных кинофестивалях – Венецианском, Каннском, Берлинском. На фестивале “Зеркало” состоялся гала-показ последней картины Стеллинга “Душка”, где главную роль сыграл российский актер Сергей Маковецкий.

– Почему главную роль вы доверили русскому актеру?

– Сергей играет русского. Глупо было бы приглашать, например, француза.

– Вы удовлетворены работой нашего соотечественника?

– Маковецкий – блестящий актер. И вообще русский театр – лучший в мире. Ведь у вас был Станиславский. Этим все сказано. Я с удовольствием привез свой фильм “Душка” в Иваново. Меня просто поразили зрители: чуткие, все понимающие. Подкупило, что ивановцы целый час ждали моего приезда – самолет задерживался. Организаторы обратились к зрителям не покидать зал. Мне необходимо было представить картину, увидеть глаза людей, смотрящих кино, почувствовать их дыхание, услышать их реакцию. Знаете, никто не покинул зал. Это потрясающе!

– Что еще на фестивале произвело на вас впечатление?

– По моей просьбе мне показали восстановленную копию “Андрея Рублева”. Великий фильм, и Андрей Тарковский – великий режиссер. Поэтому я и приехал на “Зеркало”. Незабываемым было путешествие в Плес и Юрьевец: красивейшие пейзажи, великолепные храмы, интереснейшие музеи.

– Вы поработали с русским актером, пообщались с массой россиян, русский язык не пробовали выучить?

– Конечно же, ваших великих писателей надо читать на языке оригинала. Но пока успехами похвастаться не могу. По-русски знаю буквально несколько слов: “Здравствуйте! Спасибо. Хорошо”. Кое-что, правда, уже и забыл. Ах, да, чаще всего в Иванове мы говорили: “На посошок”. (Йос Стеллинг звонко рассмеялся. – В.В.).

***

С гостями “Зеркала” все понятно. И все-таки самая трудная “роль” была, пожалуй, у генерального директора и продюсера фестиваля Алексея Горнизова. Кроме того, он был режиссером-постановщиком церемоний открытия и закрытия фестиваля, грандиозного шоу, посвященного Тарковскому, в Юрьевце. А еще он сочинил несколько новых песен, которые были тепло встречены ивановцами.

Алексей Альбертович родился сорок пять лет назад в Мелитополе. Рано потерял родителей и уже с одиннадцати лет у него началась взрослая жизнь. Алеша учился сразу в трех школах: общеобразовательной, музыкальной и спортивной. Закончил ГИТИС по специальности “режиссер музыкального театра, эстрады и массовых представлений”. В послужном списке Горнизова около двух десятков оперных спектаклей, бесчисленное количество эстрадных программ, мюзиклов, оперетт, более сотни песен, которые исполняют звезды эстрады. Впрочем, Алексей и сам прекрасно поет. На личном фронте у него тоже все в порядке.

– Леша, ты впрягся в такой воз, что я опасаюсь за твое здоровье. И как тебе идея такого кинофестиваля пришла в голову?

– Сначала мне приснилась Волга. А я еще в юности дал себе установку: что приснится – обязательно претворять в жизнь. В год 75-летия Тарковского мы провели первый кинофестиваль “Зеркало”. Теперь вот прошел второй. Поверь, это было непросто. Но у меня дружная команда – ивановцы и москвичи. А главное – мы чувствовали поддержку всех жителей Ивановской области, которые говорят “Да!” Международному кинофестивалю “Зеркало”.

– Но, согласись, ведь можно было провести фестиваль в Москве.

– Пойми, наш фестиваль – не только конкурсная программа, работа со зрителем. Он проводится в самом сердце России и там есть то, чего нет ни на одном фестивале – красота и величие Волги. Москва и Питер – это еще не вся Россия. И потом – там совершенно другая публика – это не “перекормленные” зрелищами жители обеих столиц. Именно в Юрьевце мог родиться гениальный Тарковский. И у него было много великих предшественников из этих мест. Раньше в Юрьевце не было даже пристани, и только благодаря нашему фестивалю теперь налажена связь с городом по реке. Юрьевец ожил, на главной площади, где находится Дом-музей Тарковского, в прошлом году мы с актерами посадили яблоньки, построили колодец, подняли колокол. Яблони принялись, из колодца люди пьют вкуснейшую воду, а у дома звонит колокол…

– Как ты думаешь, что ждет кинофестиваль в будущем?

– Если говорить о перспективах фестиваля, то я сделаю все возможное, чтобы он жил. Уже сейчас “Зеркало” находит единомышленников по всему миру. Я часто бываю в Италии по делам службы и там узнал о городе-побратиме нашего Юрьевца. Это городок Чиретавекия под Римом. Сейчас мы работаем над тем, чтобы породнить Ивановскую область с Италией, где в последние годы работал Тарковский. А еще, с этого года у нас нет проблем с выбором членов жюри. Анджей Вайда, Клод Лелуш, Кшиштоф Занусси, Роберт Редфорд и другие великие киномастера мечтают приехать в Иваново. Так что милости просим на гостеприимную волжскую землю.

***

Грех отказываться от приглашения джентльмена. На том мы и простились – до встречи на Третьем МКФ имени А.Тарковского “Зеркало”.

Владимир ВАХРАМОВ.


Владимир Вахрамов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Джекил Анатольевич
Итоги Московского кинофестиваля
По следам Идиота


««« »»»